На прилавках не хватает продуктов питания с историей

Патент на качество

В преддверии чемпионата мира по хоккею все готовятся достойно принять гостей...

В преддверии чемпионата мира по хоккею все готовятся достойно принять гостей. Особенно в сфере обслуживания и торговли. Здесь стараются подчеркнуть национальный колорит страны. В блюдах, их названиях. Будут чаще проводиться дни белорусской кухни.

 


Накануне появилась рекомендация Минторга: в связи с чемпионатом обеспечить «наличие в меню разнообразного ассортимента, в том числе не менее 10 блюд белорусской национальной кухни (ассорти селянское, сельдь по–старобелорусски, поливка грибная, драники, картофляники, печисто из свинины, верещака, гречаники с грибами, чай белорусский, сбитень)». Заместитель начальника управления торговли и услуг Мингорисполкома Нина Емельянова уточнила, что «в меню каждого объекта общедоступной сети общественного питания города будет размещена страница белорусской кухни».


Начальник отдела мукомольно–крупяной, хлебопекарной и макаронной промышленности Минсельхозпрода Ирина Баранцевич рассказала, что в мае хлебопекарни будут выпускать продукцию с символикой чемпионата: «Наша страна — одна из немногих в мире, сохранивших традиции хлебопечения. Именно поэтому иностранные туристы любят белорусский хлеб и везут его в качестве сувенира». Узнаваемый еще с советских времен брэнд — хлеб «Нарочанский».


Сейчас ассортимент в магазинах огромный. Но наименования продукции производители меняют как перчатки. Был хороший хлеб «Радзiвiлаўскi», стал вдруг «Радзiвiлл». Причем новое название написано с ошибкой. Почему нельзя остановиться на чем–то одном? А сосиски «Минчанки»? Как вам? Креативно? Ничего, что идея скопирована у аналогичного польского продукта с немецким названием «Берлинки». Только поляки имели в виду берлинские сосиски, а у нас получились какие–то минчанки в упаковке. Двусмысленно...


В погоне за покупателем производители придумывают много всего, но уходят от главной проблемы, которую надо решать: как возродить и защитить от подделок рецептуры настоящих белорусских продуктов, которые достались нам от предков. В то же время предприятия и местные власти в Литве и Польше давно и активно выискивают интересные блюда общего с белорусами происхождения и оформляют на них свои права. После чего на рынок ЕС уже никто не сможет поставлять товар под такой маркой, кроме владельца торгового знака. Учитывая схожесть традиций с соседями в разных сферах культуры и быта, этот процесс «приватизации» имен и рецептур вполне объясним. Тут, как говорится, кто первый встал, того и тапки.


У нас данный вопрос волнует пока только любителей. Например, Александра Белого, автора многих трудов по истории белорусской кухни:


— Из последних примеров: литовцы зарезервировали за собой право на клинковый сыр. А поляки — слоеный пирог с мясом «перакачаўнiк», бытовавший у татар в Литве и Беларуси.


По большому счету, соревнование, кто изобрел колбасу, — это большая игра, в которой решают все не национальные чувства, а прагматизм и деньги. А выигрывают в случае успеха многие — предприниматели, государство и потребители, мы с вами. Поэтому свои интересы надо страховать.


Александр Белый ссылается на опыт французов, которые составляют списки традиционных экологически чистых продуктов питания в каждом регионе страны:


— Поскольку белорусские продукты ценятся как не утратившие еще натуральности — не все, но многие, то нам нужно присмотреться к европейскому опыту. Если мы запатентуем определенные товары со знаком качества, то на них будет постоянный спрос. Этим нужно заниматься уже сейчас, потому что на многие общие для белорусско–литовско–польского пограничья рецептуры мы претендовать уже не можем — при поставках на европейский рынок. Между прочим, белорусская «Зуброўка» уже поделена: в Польше зарегистрирован товарный знак «Жубрувка» на фирму Polmos (эта компания начинала массовое производство настойки в 1926 году в Бресте, когда город входил в состав Польши), в России в 2010 году исключительные права на производство и дистрибуцию горькой настойки «Зубровка» получил «Росспиртпром». Есть о чем задуматься...


Компетентно


Петр Бровкин, генеральный директор Национального центра интеллектуальной собственности:


— Белорусские товарные знаки охраняются только на территории нашей страны. Для получения правовой охраны в других государствах необходимо их там зарегистрировать. Однако регистрация объектов интеллектуальной собственности в других странах не влечет автоматического получения правовой охраны на территории Беларуси. То есть: товарный знак, зарегистрированный, к примеру, в Польше, может использоваться любым лицом в Беларуси, если на нашей территории иностранному брэнду не предоставлена правовая охрана.


Советская Белоруссия №38 (24421). Четверг, 27 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter