Олимпийские перспективы белорусского регби: миф или реальность?

Пас назад и шаг вперед

От хорошего регби настоящего болельщика за уши не оттянешь. Это как знатный триллер со всеми яркими элементами жанра: кровь, тяжелое дыхание, напряжение в каждой секунде, невероятные сюжеты. Однако в Беларуси регби, увы, не слишком популярно. Если и знают у нас что‑то про этот увлекательный спорт, то в основном кругозор довольно узок и ограничивается знаменитой хакой — устрашающим предматчевым танцем регбистов Новой Зеландии. Зрелище действительно впечатляющее, но суть игры, конечно, не в нем — это лишь вишенка на шикарном торте.

Белорусское регби — вперед к мечте!

Я почему‑то очень смеюсь, когда слышу вот эту историю: сборная Беларуси примет участие в первом чемпионате Европы по снежному регби, который пройдет в Москве. Мне представляются снеговики с морковкой вместо носа, лихо сражающиеся с командой бородатых брутальных Дедов Морозов. Это что вообще такое — снежное регби? Что за чудо и кто его придумал? Но Павел Баранов серьезен и моих улыбочек не разделяет. Мы встретились с ним за чашечкой кофе не как приятели и коллеги, а исключительно в деловом формате. И говорим не о журналистике и футболе, что было бы логично с учетом того, что Паша — один из самых известных белорусских комментаторов и телевизионщиков. Это интересный сюжетный поворот, но спортивный журналист Белтелерадиокомпании Павел Баранов оказался плюс ко всему еще и председателем Белорусской федерации... регби!

Павел Баранов — журналист и председатель.

Довольно непривычно и даже странно: тембр голоса знакомый, но сыплются на тебя совершенно нехарактерные термины. Нет здесь ни «мерсисайдцев», ни Клоппа, ни «Манчестер Сити» с Гвардиолой. А сплошная «снежка», «пляжка», «пятнашка» и «семерочка». Не пытайтесь понять прямо сейчас, что это такое, а наберитесь терпения и дочитайте до конца — многое прояснится. Быть может, вам даже станет ясно, зачем комментатор и журналист, у которого и без того дел невпроворот, впрягся еще и в общественный воз председателя федерации вида спорта, традиций которого в Беларуси практически нет.

А тут еще эта «снежка»... Нет, не могу сдержать широкой улыбки, но Павел строг и деловит. И дело тут не в статусе, а в убежденности: он реально верит, что регби в Беларуси может стать популярным и достичь немалых высот.
В белорусском регби много неординарных людей: федерацию возглавляет известный журналист, а один из лучших игроков — сценарист и кавээнщик.
— Что любопытно, в России в регби вкладывают серьезные средства. В том числе и в снежный вариант этой игры. Здесь гораздо меньше конкуренция. Понятно, что на мировом уровне не будет таких мощных соперников, как Новая Зеландия, Австралия или ЮАР. Однако фишка еще и в том, что у снежного регби есть перспектива стать олимпийским видом спорта.

— В этом месте должен быть закадровый смех?

— Напрасно иронизируешь. Почему нет? Во‑первых, чего там сейчас только нет: и хафпайп, и биг‑эйр, и слоупстайл... А во‑вторых, много ли в программе зимней Олимпиады игровых видов? Хоккей, керлинг... Всё! Почему бы не попробовать «снежку»?

Историю белорусского регби (игры, которая имеет миллионы поклонников во всем мире и многовековые корни) можно уложить в один абзац. Приблизительно такой: в 1930‑е годы минская команда техникума физкультуры была участником чемпионата СССР, однако вскоре коллектив прекратил свое существование и до начала XXI столетия регби в Беларуси находилось в зачаточном состоянии. А в каком оно сейчас?

Финал чемпионата мира-2019. ЮАР — Великобритания. В регби играют настоящие мужчины.
фото рейтер

— Паша, а есть ли вообще регби в Беларуси? В силу профессии с белорусским спортом я связан плотно, но не только не знаю о каких‑то результатах наших команд, но даже не припомню, когда что‑либо слышал или читал о белорусском регби в принципе. Или это что‑то вроде суслика, которого не видно, но он есть?

— Что на это ответить? В Беларуси действительно глубоких регбийных традиций нет. В отличие, скажем, от России или Грузии, где всегда были и хорошие команды, и классные игроки. Во всем мире профессиональных регбистов всего процентов 20 от общего числа. В основном в британских странах, а также в очень сильном чемпионате Франции. Там играет элита. Остальные — любители. У нас регби тоже развивают энтузиасты. И делают это всего чуть более 10 лет. Мы только в самом начале, надеюсь, большого пути. Традиции не возникают на пустом месте. Их нужно создавать. Мы их закладываем. Знаешь, я как‑то услышал мысль и с ней совершенно согласен. Регби — очень белорусский вид спорта по менталитету: передачи отдают только назад — вперед нельзя. Это же полностью история про нас!

— Ну да. В футболе при таких правилах мы бы уже давно чемпионами мира стали.

Регби на снегу: экзотика с олимпийскими перспективами?
— А если кроме шуток, то в каких видах спорта белорусы наиболее сильны? В тяжелой атлетике, единоборствах, метаниях... В силовых дисциплинах. А также там, где нужно проявить терпение, расчет.

— Хитрость.

— Регби очень умная игра. Футбол, конечно, тоже не для дураков, но там все проще. Как метко выразил однажды всю его основную суть Юрий Пудышев: отдал — открылся — получил. В регби же огромное количество разных вариантов. Да и пример американского футбола, если честно, вдохновляет. Я прекрасно помню, как при совершенно небольшой финансовой поддержке наши «Минские зубры» в начале 1990‑х рвали всех на просторах Союза: конкурентов не было! Значит, есть перспектива и предрасположенность!

— Расставь точки над «i»: первая ассоциация с Павлом Барановым — это футбол. Телевидение. Работа комментатором. Программа «Фактор силы» на «Беларусь 5», наконец. А тут — регби. И должность председателя федерации. Как тебя занесло на эти галеры?

— Возможно, это родом из детства. С тех самых «Минских зубров», которые тренировались в Уручье буквально у меня перед глазами, в нашей школе. Многие мои приятели и одноклассники ходили заниматься. Я тоже пару раз форму надевал. А потом, когда уже стал журналистом, в 1999 году наткнулся на трансляцию Кубка наций по «Евроспорту». Очень понравилось! Стал следить, вошел в тему. Проникся. Понял, что это очень крутая игра, хотя для нас и неизведанная. А в середине нулевых в Минске появилась первая команда — «Харугва». С которой, можно сказать, и начался движ. Исполнительный директор федерации Александр Данько стоял у тех истоков и до сих пор в нашем регби выполняет огромный объем работы. Позднее появилась брестская «Уния». Я стал рассказывать об этом в «Факторе силы», познакомился с ребятами. И так получилось, что однажды мне поступило предложение выставить свою кандидатуру на должность председателя федерации.

— Удивился?

— Конечно. Я — журналист. И регби — это объект моей работы. Поэтому сразу всех предупредил: ребята, могу попробовать помочь, но тянуть весь воз не сумею. Ударили по рукам. На должности меньше года. Есть команда единомышленников. Образно говоря, чувствую себя локомотивом. Без него не поедешь, но главное в поезде — вагоны. Моя основная задача — дать импульс, толкнуть эту махину, чтобы она покатилась и стала набирать скорость. Не стоит ведь забывать, что регби — олимпийский вид спорта, а мы — члены НОК.

Сборная Беларуси по регби: мы есть!

На Олимпиаде‑2016 в Рио‑де‑Жанейро чемпионами в мужском регби‑7 стала команда маленького островного государства Фиджи, сенсационно разгромившая в финале Великобританию — 43:7. Павел Баранов в Рио был и это чудо видел. Уверяет, что при определенных обстоятельствах на месте Фиджи можем быть и мы.

— Я выкроил время и поехал посмотреть на турнир регбистов. Круто! Мне понравилось. «Семерка» — очень динамичное регби. В отличие от «пятнашки» в олимпийском виде все очень сжато: с учетом выхода команд, представления и самой игры полчаса на все про все. Чистое время одного тайма — 7 минут. Поле такое, как в классике, а игроков гораздо меньше. Простор невероятный! Маленькая ошибка или провал одной позиции тут же приводит к результативным действиям. Смотрится на одном дыхании. Очень хочу, чтобы и белорусские болельщики прониклись этой темой. Поэтому основная наша задача сейчас стать, если угодно, частью спортивной государственной системы. Мы не требуем какой‑то большой поддержки, просто хочется внимания.

Наше регби делает маленькие и пока довольно робкие шажки вперед. Массовости, конечно, практически нет, но команды создаются, тренируются, играют... Есть и пляжное направление, и зимнее, и даже женское. Причем названия команд там просто поэзия: «Гражданочка», «Маланка», Seven lynx — «Семь рысей»...

Регби — спорт для сильных и неординарных.

— В этом году сделали внушительный сдвиг к созданию сборной Беларуси в «пятнашке», хотя это непросто с точки зрения как количества игроков, так и высокой конкуренции. Однако данный шаг необходим для полноценного развития и чтобы войти в состав мировой федерации регби. Я считал, что неплохо знаю географию, но среди членов этой организации наткнулся на такие флаги, что долго не мог определить, что это за страна. Есть совершенно экзотические! А Беларуси среди них нет. И это неправильно. Важно также заручиться поддержкой Rugby World и с точки зрения финансовой помощи. Это станет очень серьезным подспорьем для нас.

— Любой вид спорта популярным делают звезды. Можешь назвать пятерку ведущих белорусских регбистов? Кто они?

— Мне, к слову, говорили, что замечательный человек и выдающийся спортсмен, единственный в Беларуси олимпийский чемпион по дзюдо Игорь Макаров изъявил желание время от времени принимать участие в тренировках, а может, и в играх гомельской команды «Кватро». Вот это было бы круто, я бы очень хотел увидеть Игоря на поле. Надеюсь, рано или поздно это произойдет. Ну а из тех, кто уже играет... Скажу сразу: в регби очень много людей неординарных. Илья Шугаев, например, выпускник истфака, играл в Польше, за сборную Беларуси. Андрей Нестеров из команды «Университет» — сценарист многих комедийных сериалов, которые снимаются в Киеве, бывший кавээнщик. Конголезец Плонди Банзо много лет жил в Ростове. Сейчас учится в Гомеле и бегает за команду «Кватро». Южноафриканец Джастин Могваси учится в БАТУ и выступает за «Хоругву». Игрок очень неплохого уровня Олег Хилько... Ну и многие другие.
По зрительскому интересу Кубок мира по классическому регби занимает третье место на планете после чемпионата мира по футболу и Олимпийских игр.
— А кто сейчас чемпион Беларуси в олимпийском регби‑7?

— Брестская «Уния». Кирилл Маслаков — энтузиаст, который собрал вокруг себя коллектив единомышленников, и они сумели стать сильнейшими в стране. Ребята растут, развиваются. Привлекают к сотрудничеству грузинских специалистов. Очень приятно, что нам удалось договориться с руководством футбольного «Динамо» и в перерыве сентябрьского мегаматча «Динамо» — БАТЭ наградить и поздравить «Унию» с чемпионством в чаше стадиона на глазах родной публики. Видел по глазам: ребятам было очень приятно.

СПРАВКА «СБ»

• Регби в Беларуси развивается с 2006 года.

• Белорусская федерация регби зарегистрирована в Минюсте в 2012 году, в Rugby Europa состоит с 2014 года.

• Сборная Беларуси выступает в чемпионате Европы по классическому регби (дивизион «Развитие»), по регби‑7 (Конференция 2) с 2014 года, по пляжному регби (мужчины и женщины) с 2017 года.

• Чемпионат и Кубок Беларуси по регби, регби‑7 и пляжному регби проводятся с 2012 года.

• В Беларуси насчитывается 6 мужских клубов (Минск — 2, Гомель — 1, Гродно — 1, Брест — 1, Речица — 1) и 2 женских (Минск — 1, Гомель — 1). Всего — около 150 регбистов.

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter