Партнерские отношения принесут добрые плоды

Завершена государственная перерегистрация религиозных организаций Наш собеседник — председатель Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Беларуси Станислав БУКО.

Завершена государственная перерегистрация религиозных организаций Наш собеседник — председатель Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Беларуси Станислав БУКО.

— Станислав Иосифович, как вы оцениваете итоги перерегистрации, прошедшей в соответствии с Законом Республики Беларусь “О свободе совести и религиозных организациях”?

— Основной целью перерегистрации было приведение учредительных документов религиозных организаций в соответствие с требованиями действующего законодательства, которое претерпело серьезные изменения за последнее десятилетие.
И вот она завершилась. Ее результаты позволяют с уверенностью сказать, что пессимистические прогнозы двухлетней давности о том, что большое количество религиозных организаций не будет перерегистрировано, не оправдались.
На текущий момент непосредственно в Комитете прошли государственную перерегистрацию 128 религиозных организаций республиканского и областного уровней и еще 12 находятся в состоянии самоликвидации, что составляет 100 процентов от ранее зарегистрированных республиканскими органами по делам религий 140 организаций. Религиозных общин облисполкомами и Минским горисполком перерегистрировано 2676 и еще 84 находятся в состоянии самоликвидации, что составляет 99,3 процента от 2780 общин, подлежавших государственной перерегистрации. Цифры говорят сами за себя.
Организаций, которые находятся в стадии самоликвидации, в целом по республике 96. Они не были закрыты по решению каких-либо государственных органов. Их учредители сами по согласованию со своими религиозными центрами (объединениями, епархиями) приняли такие решения.

— По каким причинам не перерегистрированы религиозные образования, которые не принимали решения о самоликвидации?

— Прежде всего нужно отметить, что таких организаций в целом по республике 20 из 2920. Несмотря на создание комитетом, облисполкомами, Минским горисполкомом и райгорисполкомами благоприятных условий для прохождения государственной перерегистрации, они ими так и не воспользовались. В связи с этим хочу сказать: перерегистрация религиозных организаций — это огромный кропотливый труд не только нашего Комитета, но и всех органов государственного управления республики, требовавший постоянного внимания и сил. Специалисты каждого райисполкома приняли участие в семинарах по вопросам перерегистрации. Ну а сколько было личных встреч с верующими различных конфессий у меня и у сотрудников наших структур в областях!
Конечно, в процессе перерегистрации мы сталкивались с проблемами. Однако неразрешимых ситуаций пока не было.
Тем не менее все же 20 организаций, несмотря на сказанное мною ранее, не прошли перерегистрацию. Это, в частности, 6 из 266 действующих в республике общин евангельских христиан-баптистов Брестской области. Они отказались от внесения в свои уставы пункта о территории деятельности, что предусмотрено статьей 20 Закона. Статья 14 ранее действовавшего Закона “О свободе вероисповеданий и религиозных организациях” также содержала аналогичное требование к уставам религиозных организаций, что не помешало раньше этим организациям зарегистрировать свои уставы...
В Гомельской и Минской области не прошли перерегистрацию по одной общине христиан полного Евангелия — ввиду отсутствия у них юридического адреса. В Гродненской области — одна община христиан веры евангельской и одна община евангельских христиан-баптистов, в которых фактически осталось не более 5 человек пожилого возраста. Они не приняли решения о самоликвидации, так как считают, что это несовместимо с их религиозными представлениями.
Больше всего не прошедших перерегистрацию религиозных общин в столице — 10, разных направлений. Две фактически прекратили свою деятельность, и найти их учредителей не представилось возможным. Двум отказано в перерегистрации в связи с несоответствием представленных документов требованиям действующего законодательства, в том числе по юридическому адресу. Остальные не подавали в горисполком заявлений о перерегистрации.

— Какая у этих 20 организаций ожидается дальнейшая судьба?

— В соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса и статьей 23 Закона прекращение деятельности религиозной организации как юридического лица может быть осуществлено двумя путями: по решению ее учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, и по решению суда в порядке, установленном законодательством.

— Изменился ли в республике в связи с завершением перерегистрации межконфессиональный баланс?

— Нет, сохранились те же пропорции. В течение 2004 года в республике была зарегистрирована только одна новая религиозная организация — Армянская апостольская церковь.
В отношении структуры верующих мы придерживаемся данных проведенных ранее социологических исследований. Как вы знаете, в соответствии с ними около 50 процентов граждан Республики Беларусь считают себя верующими, из них 80 процентов — православными, 14 процентов — католиками, 2 процента — протестантами, а оставшиеся 4 процента считают себя представителями других религиозных направлений.
Иногда нас упрекают в устарелости этих цифр, однако другие широкомасштабные социологические опросы за истекший период не проводились, поэтому мы отдаем предпочтения старым, но проверенным цифрам, а не новым исследованиям, но по малой выборке. Кроме того, я считаю, что за последние 5 лет указанные пропорции существенно не изменились, и пока нет оснований говорить, что они изменятся в ближайшее время. Планируем провести по этой теме новый опрос.

— Нынешний уровень сотрудничества между государством и Белорусской православной церковью можно считать достаточным?

— Сотрудничество государства и церкви является широкой международной практикой, в том числе европейской. Мы делаем только первые шаги в этом направлении. Так, в апреле 2004 года был завершен процесс подписания программ сотрудничества между Белорусским экзархатом и заинтересованными министерствами и ведомствами. Всего, вместе с дополнительными программами, их 14. Программы касаются разных сфер, все тщательно подготовлены, и теперь дело за их выполнением.
Государство заинтересовано в постоянных партнерских отношениях с крупнейшей в стране конфессией. Такие отношения принесут лишь самые добрые плоды, не ущемляя при этом прав других религиозных организаций и верующих.
Несомненно, практическая реализация данных программ потребует серьезных усилий как со стороны государства, так и со стороны церкви, поскольку подобное сотрудничество осуществляется в нашем государстве впервые.

— Как будет развиваться сотрудничество между церковью и Министерством образования в связи с перспективой введения религиозного предмета?

— Основные принципы взаимоотношений государства и церкви в области образования изложены в законах “Об образовании” и “О свободе совести и религиозных организациях”.
Национальная система образования носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Однако учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

— Означает ли подписание программы сотрудничества между Министерством информации и Белорусским экзархатом рекомендацию белорусским СМИ создавать православные рубрики?

— Если телевидение, радио, газеты и журналы имеют постоянные рубрики по экономике, политике, криминалу, спорту, то почему бы в том числе не освещать и тему православия? Разве она менее важная, чем другие? Считаю, что материалы духовного характера нужны современным СМИ.
Для информирования общества о ходе реализации всех принятых программ можно избрать самые разные формы: интервью с членами координационных советов, государственных и церковных органов, священниками, обзоры писем читателей на духовные темы, материалы о православных праздниках, смысле церковных обрядов и так далее. Главное — чтобы государственно-церковные отношения, духовная жизнь общества освещались системно.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter