Партнерам на заметку

Международные эксперты обсудили возможные варианты создания Национального центра государственно-частного партнерства в Беларуси
Международные эксперты обсудили возможные варианты создания Национального центра государственно-частного партнерства в Беларуси



Пока концепция Закона «О государственно-частном партнерстве» находится на рассмотрении в Национальном собрании, представители деловых кругов и власти обсуждают, какую форму должно принять ГЧП в Беларуси. Способов эффективного сотрудничества бизнеса и государства немало, и подобное партнерство развито во всем мире уже более 20 лет. Наша страна пока только на пороге создания центра ГЧП. ПРООН уже запустила проект «Укрепление национального потенциала в области применения механизмов государственно-частного партнерства в Республике Беларусь». На эту программу Евросоюз выделяет более € 1 млн., средства пойдут на обучающие программы, создание Национального центра ГЧП и разработку методологии по реализации пилотных проектов.


Белорусские и международные эксперты изучили мировой опыт функционирования ГЧП и попытались предложить наиболее приемлемый вариант для нашей страны. По мнению директора и члена совета Центра ГЧП «Partnerschaften Deutchland» Берн¬варда Кулле (Германия), наиболее приемлемая модель для белорусского государственно-частного партнерства — деятельность центров Греции и Канады. В Греции, например, создан совместный правительственный орган — межведомственный комитет по ГЧП, в который входят основные министерства страны. Комитет принимает ряд решений, в том числе и об уровне участия государственного сектора в финансировании проектов ГЧП. В Канаде более чем успешно зарекомендовал себя региональный центр «Инфраструктура Онтарио» — государственная корпорация, наделенная множеством полномочий. Бернвард Кулле уверен: в Беларуси центр ГЧП должен находиться в «подчинении» Министерства экономики или Минфина. «Все решения вертятся вокруг денег, а потому логично, если такой центр будет создан в рамках одного из этих министерств», — говорит эксперт. Он видит целесообразность создания в нашей стране межведомственного комитета по вопросам ГЧП и специального секретариата для ГЧП-центров.

Член группы специалистов по ГЧП при ЕЭК ООН юрист Татьяна Бессараб (Украина), анализируя опыт работы ГЧП в странах СНГ, отмечает: единой универсальной модели центров не существует. В каждом государстве создана своя форма партнерства между бизнесом и государством. Одни схемы довольно эффективны, другие не приносят желаемого результата. В Украине, например, несмотря на то что принят и уже 3 года действует закон о ГЧП, центр так и не создан, а значит, говорить о продуктивности сотрудничества не приходится. Российский опыт основан на том, что ГЧП находится «в подчинении» финансовой структуры: дирекция ГЧП Внешэкономбанка является подразделением Банка развития. В Казахстане это и вовсе акционерное общество, где основной акционер — государство, при этом Министерство экономики не вмешивается в его деятельность. По мнению Татьяны Бессараб, лучшая практика работы центра ГЧП создана в Молдове, где действует межведомственная сеть государственно-частного партнерства. Ее деятельность координирует Агентство публичной собственности при Минэкономики, куда включены представители 22 министерств и ведомств.
Сегодня наиболее оптимальным вариантом считается создание центра в структуре Министерства экономики Беларуси.

Подготовила Полина КОНОГА, «Р»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter