Парламентскому Собранию — 10 лет

29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге полномочные представители Беларуси и России, Председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации и Председатель Верховного Совета Республики Беларуси в соответствии со статьей 10 Договора об образовании Сообщества России и Беларуси подписали Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества России и Беларуси как постоянно действующем органе для обсуждения и решения вопросов, представляющих взаимный интерес. Оно было одобрено постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 387—II ГД, утверждено постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 июня 1996 года № 213 — СФ и утверждено постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 21 июня 1996 года. И уже 25 июня 1996 года в Смоленске состоялась первая сессия Парламентского Собрания, определившая его местонахождение в городе Москве и избравшая руководство Парламентского Собрания.
Само по себе принятие Соглашения о Парламентском Собрании продемонстрировало серьезность намерений сторон в вопросах глубокой, всесторонней интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь, единения наших народов.
В этом Соглашении были заложены основы организационного функционирования межпарламентского объединения двух стран, случай по существу уникальный в международной практике, заданы векторы движения, направления деятельности, определены механизмы реализации намеченных целей.
Изначально и поныне порядок формирования Парламентского Собрания основан на принципе равного представительства от национальных парламентов, равноправия сторон при принятии решений, формировании рабочих и руководящих органов.
На первом этапе в Парламентском Собрании работало по 25 представителей — депутатов парламентов России и Беларуси, сессия считалась правомочной при участии в ней не менее двух третей парламентариев от каждой из сторон, решения принимались большинством не менее трех четвертей от числа депутатов, участвующих в ее работе.
По мере усложнения решаемых задач состав депутаций от национальных парламентов был увеличен до 36, а решения сессии Парламентского Собрания стали приниматься большинством от общего состава каждой депутации.
Координирующим органом Парламентского Собрания Соглашением был определен Совет, состоящий из председателя, его заместителей и председателей постоянных комиссий — основных рабочих органов Парламентского Собрания.
Именно на комиссии было возложено осуществление полномочий Парламентского Собрания по подготовке и внесению предложений по развитию нормативно-правовой базы Сообщества России и Беларуси, унификации законодательства государств — участников Договора с целью создания единой нормативно-правовой базы, обмену правовой информацией, созданию единой информационно-правовой системы, взаимодействию с национальными парламентами государств-участников, иностранных государств и международными парламентскими организациями и других.
Это было и остается основой в деятельности представительного органа на всех этапах развития интеграции наших стран.
Соглашением же от 29 апреля 1996 года была признана необходимость формирования постоянно действующего аппарата — Секретариата Парламентского Собрания, задачей которого стало документационное, организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности Парламентского Собрания.
Конечно, в процессе работы Парламентского Собрания за десять прошедших лет в связи с углублением процесса интеграции, особенно в экономической и социальной сферах, нашедшим отражение в договорах о Союзе Беларуси и России, о создании Союзного государства, нормативно-правовые и распорядительные документы, регламентирующие деятельность Парламентского Собрания, его аппарата, уточнялись и дополнялись. Однако принципы формирования, функционирования, заложенные в Соглашении о Парламентском Собрании Сообщества России и Беларуси, стали фундаментом последующего развития.
За истекший период состоялось 29 сессий Парламентского Собрания, регулярно проходили заседания его Совета и комиссий, причем не только в столицах Беларуси и России, но и в региональных центрах двух стран. На них рассматривались самые различные вопросы, находящиеся в компетенции Парламентского Собрания.
Союз Беларуси и России обрел свой бюджет и порядок работы с бюджетом, в чем немалая заслуга депутатов Парламентского Собрания. Львиная доля бюджета идет на финансирование жизненно важных совместных программ производственного, оборонного, научного, социального и культурного характера, мероприятий Союзного государства. Одной из первых была принята и постоянно финансируется из союзного бюджета Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, двадцатилетие которой отмечается в эти дни нашими странами и мировой общественностью.
Эффективно развивается взаимодействие по вопросам укрепления обороноспособности и безопасности наших стран и граждан, реализуется ряд совместных программ в машиностроении, приборостроении, в разработке высоких технологий, сельском хозяйстве.
Во многом благодаря настойчивым инициативам депутатов и их непосредственному участию в разработке в последнее время одобрены Высшим государственным советом и приняты к подписанию Соглашение между Российской Федерации и Республикой Беларусь о регулировании вопросов собственности в Союзном государстве, Соглашение об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства, Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Беларуси в России и гражданам России в Беларуси, Протокола к Соглашению об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество.
Парламентское Собрание предпринимает энергичные усилия для конструктивного взаимодействия с парламентами других государств, вступления в международные организации, расширения информационного обеспечения своей деятельности, процессов интеграции.
Установлены рабочие контакты с такими организациями, как Межпарламентский союз, Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС, в работе которых Парламентское Собрание принимает участие в качестве постоянного наблюдателя. Ведутся переговоры о взаимном сотрудничестве с рядом других международных организаций.
Регулярно Парламентское Собрание получает приглашение на участие в качестве международных наблюдателей в выборах органов законодательной власти и глав государств в странах СНГ.
Парламентское Собрание издает Информационный бюллетень Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, его деятельность освещается в периодическом издании — газете “Союзное вече”и на информационном сайте.
Сейчас в соответствии с Договором о создании Союзного государства завершается работа над Конституционным актом, который определит государственное устройство и правовую систему Союзного государства, идет подготовка к созданию двухпалатного Парламента Союзного государства, действующего на постоянной основе. Депутаты Парламентского Собрания активно участвуют в разработке основополагающих законодательных актов и нормативно-правовых документов: Конституционного акта, национальных законов о выборах депутатов Палаты представителей и порядка формирования Палаты Союза Парламента Союзного государства, других документов.
Настойчивость и последовательность парламентариев в реализации интеграционных проектов основывается на понимании того, что в современном мире вопросы объединения, концентрации экономической, интеллектуальной, оборонной мощи имеют решающее значение, что народы Беларуси и России осознают и поддерживают необходимость сохранения и укрепления нашего единства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter