Парковое искусство

Алексей Белов и Александр «Ян» Яненков пока еще выступают под вывеской «Музыканты группы «Парк Горького»...

Алексей Белов и Александр «Ян» Яненков пока еще выступают под вывеской «Музыканты группы «Парк Горького», но уже не за горами реюнион–тур российского рок–коллектива, когда мы с вами на афишах увидим всем хорошо знакомое и любимое название. «Парки» неоднократно концертировали в нашей стране, а в очередной приезд артистов нам удалось поговорить с уникальным гитаристом и автором множества песен Алексеем Беловым.


— Последние лет 5 — 7 жизни нынешнего «Парка Горького» мне представляются сплошным дерганьем, нет цельной картинки. Записываются синглы, музыка для кино и каких–то еще проектов, делаются попытки реанимировать хоть какой–то из классических составов коллектива. А еще — так и не вышедший русскоязычный альбом. Не размениваетесь, не мелочитесь, время–то для большого, серьезного творчества уходит?


— Когда в начале 2000–х группа распалась, мое первое желание было — найти талантливую молодежь и делать все заново. На том этапе все уперлось в вокалиста. Никто из сотен прослушанных певцов не смог по–настоящему стать солистом «Парка». Очень мало иметь вокальные данные — это только 5% необходимого, так сказать, верхушка айсберга. А другие 95% включают в себя силу духа, харизму, индивидуальность и массу еще чего–либо. В это время мне предложили писать музыку для кино, и это необыкновенно интересно. Это целый музыкальный мир. Спустя несколько лет нас с Яном пригласили сделать небольшой тур. Концерты этого мини–тура показали необыкновенную востребованность нашей музыки. Так зародился формат, в котором мы сейчас работаем. Мы не делаем ничего специально. Для того чтобы организовать тур классического состава «Парка», нужна команда серьезных работящих людей, поскольку это огромная махина, передвигающаяся со всем оборудованием из одного города в другой. Это почти случилось, но помешал кризис, так что мы ждем, когда все придет в норму.


Что касается серьезного творчества, альбом моей супруги Ольги (Ольга Кормухина, лучшая российская рок–певица. — От авт.), который мы заканчиваем сейчас, — это большая серьезная работа, не уступающая по своей насыщенности альбомам «Парка» (я уж не говорю про вокал).


— Кого из участников «Парка Горького» вам больше всего не хватает рядом?


— Наверное, Александра Львова, потому что он всегда искренне переживал за судьбу группы.


— Насколько я знаю, вы поддерживаете отношения с белорусским музыкантом Романом Микотиным, экс–лидером группы «Буржуазия». Роман выбрал несколько отшельнический образ жизни, и о его музыкальных работах, которыми он уж 10 лет как собирается всех удивить, знают лишь самые близкие люди. Вы можете чем–то объяснить такой уход в тень талантливого человека? Сталкивались с чем–то похожим?


— Да, такое случается. Но результат музыкального отшельничества не всегда одинаков. Иногда необходимо себя ограничивать временными рамками, как это было на первых альбомах «Парка». В такие же рамки мы стараемся заключить себя сейчас, работая над альбомом Ольги, иначе это будет длиться бесконечно. Но бывают случаи, когда затворничество дает добрый плод. Я желаю Роме Божьей помощи в этом и надеюсь услышать результат его затвора как можно скорее.


— Простите за наивный и лобовой вопрос. Вы — человек глубоко верующий. Как в вас это уживается: вера и то, что вы исполняете музыку, которая в своих именах и фактах выглядит частенько не слишком моральной, нравственной, духовной?


— Топор в своих именах и фактах выглядит гораздо ужаснее, чем рок–музыка. Им было проломлено и отрублено бесконечное количество голов. Но и им же были построены миллионы домов и даже храмов. Как одна и та же вещь несет и добро, и зло, так и музыка — это инструмент, который может нести и добро, и разрушение.


— Вы известны своим критическим отношением к Соединенным Штатам и американскому образу жизни. Не находите, что некрасиво так отзываться о стране, которая вознесла вас на пик мирового рок–н–ролла?


— Страны никого не возносят. Вас может вознести только ваш талант, эксплуатируемый шоу–бизнесом. Слышали вы когда–нибудь такую поговорку: «казино всегда в плюсе»? Так вот шоу–бизнес — это то же самое. Говоря об Америке, я прежде всего говорю об обществе (системе). Нужно всегда разделять человека и общество. Я встречал прекрасных людей везде. И в Америке. До сих пор там у меня есть друзья, для которых мое сердце — всегда открытый дом.


Но общество, в основе которого лежит девиз «добейся успеха во что бы то ни стало», — общество страшное. Когда во главу угла ставятся потребительство и потребительское отношение ко всему, что вокруг вас, — это ад. Общество, которое целенаправленно свело начальное образование к нулю (формируя таким образом послушную биомассу)... Советую побольше интересоваться геополитикой, и мировой рок–н–ролл вам сразу покажется детским лепетом. То, что я перечислил, — это не сугубо мое мнение, но и мнение огромного количества американцев, не желающих превращаться в инфузорий.


— Можно ли в шоу–бизнесе существовать без спекуляций, без советской символики в одежде, без гитар, сделанных под балалайку, как это было у вас? Или все равно на каком–то этапе приходится идти на компромиссы, совершать поступки, не имеющие отношения непосредственно к творчеству, дабы обратить на себя внимание публики?


— Шоу–бизнес происходит от слова «шоу» («показывать»). В гитаре под балалайку не было никакого компромисса, это была моя идея. Хотелось отличаться, да и звук оказался превосходным. У Бо Диддли была знаменитая прямоугольная гитара, и его всегда узнавали по ней. Так и «Парк Горького» стали ассоциировать еще и с моим инструментом. В чем тут компромисс? В том, что мы играли музыку, которую искренне любили (и за которую нас любил слушатель), на «балалайках»? И если все же согласиться с вами, что мы в чем–то были нечестны, то это такая мелочь. Компромиссы опасны с совестью, а не с гитарами и шмотками.


Досье


Российская группа «Парк Горького» была создана в 1987 году в Москве известным музыкантом и продюсером Стасом Наминым.


В первый состав входили Николай Носков и Александр Маршал — ныне популярные сольные исполнители.


В 1989 году ансамбль стал первым советским коллективом, попавшим в эфир американского телеканала MTV.


Дебютный альбом под названием Gorky Park в том же году занял 80–е место в престижном хит–параде Billboard 200.


С командой сотрудничали такие мировые звезды, как Фрэнк Заппа и Джон Бон Джови с Ричи Самбора из группы Bon Jovi.


«Парк Горького» был среди тех, кто в 1989 году выступил на знаменитом «Московском музыкальном фестивале мира», разделив сцену со Scorpions, Bon Jovi, Motley Crue, Skid Row, Cinderella и Оззи Осборном.


В середине 90–х годов Стас Намин, к тому времени переставший работать с «парками», попытался отобрать у них название группы, в конце концов уступив им его.


В 2001 году коллектив, который начал включать в свой англоязычный репертуар песни на русском языке, распадается.


В 2005 году участники золотого состава ансамбля, гитаристы Алексей Белов и Александр «Ян» Яненков, возрождают его.


В 2009 году «Парк Горького» песней Moscow Calling открывал Международный конкурс песни «Евровидение» в Москве.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter