«Паркинг–минус»

Что за респектабельным фасадом?
Что за респектабельным фасадом?

Что испытываете вы, водитель, когда поднимаетесь по пандусу паркинга (известного также как торговый центр «Атлантик»), расположенного возле Комаровского рынка по улице Кульман, 5б? Построенный в 2002 году, он был одним из первых в центре Минска прецедентов эффективного (в социальном смысле) и эффектного (в архитектурном) решения проблемы автостоянок — в стиле хайтек, по–европейски. Во–первых, уверен, вы испытываете чувство комфорта. Нынешний почти идеальный порядок не сравнить с прежним хаосом. Во–вторых, несомненно, любуетесь этим сооружением. Возможно, испытываете и чувство патриотической гордости: умеем же! Хорошо вам, хорошо городской казне, хорошо всем. Так? Не так!

Плохо очень многим! За фасадом этого паркинга — огромная проблема стоимостью в несколько миллиардов рублей. Специально подчеркиваю, что название статьи «Паркинг–минус» не имеет целью опорочить деловой имидж предприятия «Паркингплюс», которое эксплуатирует объект. Это лишь констатация. Те, кто хотел законно и легально заработать на строительстве, то есть быть «в плюсе», оказались в большом «минусе».

38 (тридцать восемь!) государственных организаций и частных фирм, строителей и соинвесторов паркинга обмишурили более чем на 4 миллиарда рублей. Не заплатили. Не рассчитались за работы, оговоренные контрактами. Ни тогда, в 2002 году, ни сейчас, в 2006–м.

Из коллективного письма пострадавших в редакцию:

«В 2002 году нами была построена многоуровневая автостоянка (паркинг) в г. Минске по ул. Кульман, 5б. ООО «Перспектива–Инвест», выполнявшее функции заказчика, не рассчитавшись с нами, строителями, передало данный объект СООО «Паркингплюс». Причем по заниженной цене, что подтверждено в экспертизе, в которой также выявлены признаки преднамеренного банкротства и срыв возмещения убытков кредиторов... С 2002 года паркинг успешно работает, пополняя доходы оффшорной компании, а мы беспомощно суетимся...»

Только два примера.

Около 30 работников ЗАО «Вирас» занимались на объекте устройством кровли, изоляцией, укладкой плитки... Работали в течение года. Фирма потеряла на этом более 120 миллионов рублей. По словам директора Владимира Расинского, предприятие и сейчас, через четыре года, в «полуобморочном» состоянии. Почти ни на что не надеется, разве что на газету: «Многие просто не знают, что такое возможно, оказывается, в нашей стране!»

Кооператив «Автообслуживание» располагает всего двумя МАЗами. Но они «кормили» четыре семьи, на паркинге работали все лето. В итоге кооператив остался без копейки, едва выжил. А некоторые фирмы, по словам моих собеседников, не выдержали удара, «легли», обанкротились. Прямо и косвенно пострадали многие сотни людей! Среди пострадавших фигурируют как предприятия с участием государства («Белгазэнерго»), так и учреждения полностью государственные: «Зеленстрой», ИМНС по Центральному и Советскому районам, ГУП «СМЭП» УГАИ ГУВД Мингорисполкома...

ООО «Перспектива–Инвест» находится в процедуре банкротства с ликвидацией: по заявлению кредиторов Хозяйственный суд Минска еще в июле 2003 года возбудил производство. Требования кредиторов признаны, включены в реестр и подлежат удовлетворению в порядке очередности. Но процедуре не видно конца. И, самое главное, кредиторы не видят имущества должника, которое гарантировало бы им возмещение потерь. У «Перспективы» активы (недвижимость) были, но их вовремя «увели», продали. А «Паркингплюс» юридически никак не должник.

Предполагая умышленное банкротство, кредиторы требовали возбуждения уголовного дела. Дважды получали отказ и дважды прокуратура г. Минска отменяла эти постановления... Сейчас именно председатель кооператива Даниил Секерич подписывает обращения в инстанции. Почему, спрашиваю? Ведь дело расследуется, действует комитет кредиторов... Вам поручили функцию «толкача» или вы взялись сами? Оказывается, Д.Секерич не вполне доверяет комитету. Предполагает некую «связь» (не бюрократическую, а коррупционную) между некоторыми кредиторами и должниками. Сам вызвался искать правду.

Паркинг строился не за счет городской казны, то была частная инициатива с привлечением средств частных инвесторов. Права на объект переуступались, в дело входили новые субъекты, включая оффшорные компании. Так запутывались следы, утверждают кредиторы. Называют фирмы и конкретные имена... Иные, кстати, уже отбывают наказание.

Они имеют право так утверждать. Или, по крайней мере, предполагать. Ведь в противном случае с ними рассчитались бы 4 года назад. И в самом деле странно. Построенный объект процветает, а рассчитаться со строителями нечем. Если не рассчитались, значит, деньги куда–то ушли. Или их преднамеренно «увели»?

Ситуация, однако, не столь однозначна, как утверждают авторы письма. «Нельзя говорить, что паркинг построили именно 38 организаций и фирм, — утверждает Михаил Каждан, директор совместного белорусско–британского ООО «Паркингплюс». — Всего подрядчиков было около 200, причем с большинством рассчитались. Что касается «увода» якобы денег в оффшорые зоны, то нас проверяли–перепроверяли!..» Наконец, главное. К предприятию «Паркингплюс» перешли не только права на эксплуатацию комплекса, но и долги «Перспективы–Инвест». С ним судились, все суды выиграли, но... с банкрота взятки гладки.

Надо бы предъявить претензии тому же ЗАО «Вирас» (кровля течет! Устраивать стоянку на крыше вообще было плохим решением: не в Калифорнии живем). Но договорные обязательства с «Вирасом» были опять же у «Перспективы»...

В итоге эффективное и прибыльное предприятие лишено возможности инвестировать, ограничено даже в рекламе. Вся прибыль после уплаты налогов идет на погашение кредитов и процентов. Срок их погашения был увеличен на 12 лет, хотя по бизнес–плану паркинг уже должен был окупиться...

Сфера частного бизнеса всегда предполагает известный риск — и не только в нашей стране. Фактически банкротом оказалось, к примеру, столь известное частное предприятие как «Евротоннель» под Ла–Маншем». Там тоже инвесторы ожидали прибыли. Просчитались. Но в том случае, насколько известно, речь идет именно о просчете. Здесь же кредиторы предполагают расчет, аферу.

Не будем, однако, гадать и предполагать. Будем ждать завершения не только процедуры банкротства, но расследования. Помимо ответа на главный вопрос кредиторов (когда вернут деньги?), хотелось бы знать, как такое было возможно? Не является ли данный прецедент стандартной схемой, не сработает ли в будущем на других объектах? Есть ли на этот счет гарантии?

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter