Парадоксы сезона и предпринимательская жилка

Сергей Сидько дал пресс-конференцию в Национальном пресс-центре

Накануне недавно отмеченного профессионального праздника — Дня кооперации в Национальном пресс-центре состоялась пресс-конференция, которую дал журналистам республиканских СМИ председатель правления Белкоопсоюза Сергей Сидько. В разговоре с журналистами Сергей Дмитриевич коснулся наиболее злободневных, а порой и острых вопросов, которые сегодня решают правление и коллективы потребительской кооперации на местах.

Во вступительном слове председатель правления Белкоопсоюза Сергей Сидько кратко рассказал об истоках потребительской кооперации и ее стратегическом значении в социально-экономической жизни страны. В системе ныне трудятся около 100 тысяч человек, обеспечивая деятельность таких приоритетных сфер экономики, как торговля, заготовки, хлебопекарная промышленность и ряд других. За сданную продукцию организации потребительской кооперации в 2010 году выплатили населению республики 287 млрд. рублей, что, безусловно, является существенным подспорьем в формировании семейных бюджетов. Потребительская кооперация располагает самой крупной в стране торговой сетью, около 10,5 тысячи магазинов, которые обслуживают как крупные населенные пункты, так и небольшие села, где живут считаные десятки человек. Социальная миссия потребительской кооперации, как значимый фактор в обеспечении сельчан основными продуктами питания, находит понимание, материальную и налоговую поддержку со стороны главы государства и белорусского правительства. Однако надо заметить, что кооператоры и сами стремятся работать эффективно, с учетом экономических вызовов времени. В частности, убыточную работу ряда сельских магазинов перекрывают успешной деятельностью в крупных городах, таких как Минск, областных и районных центрах.

Приведем в изложении наиболее важные темы, затронутые в беседе председателя Правления Белкоопсоюза Сергея Сидько с журналистами республиканских СМИ.

Закупочная цена — категория социальная

Как рассказал Сергей Сидько, закупочные цены ныне кооператоры снижать не намерены: от их уровня зависит интерес и достаток сдатчиков сырья, непосредственно заготовителей, в целом состояние отрасли. Реалии таковы, что по заниженным ценам никто продукцию в райпо не понесет. Среди парадоксов нынешнего сезона то, что закупочные цены в отдельных случаях возросли почти в 10 раз. Примером тому знаменитые столинские огурцы. Около 80 процентов огурцов, производимых частным сектором страны, находится в Столинском районе в поселке Ольшаны. В нынешнем году огуречные закупочные цены доходили здесь до 6 тысяч рублей, в то время как в 2010 году они были 600 рублей. Здесь сказался и европейский овощной кризис, когда Россия запретила не только ввоз, но и транзит овощей из Евросоюза, небезосновательно исходя из санитарных соображений. В такой ситуации цена на отечественные огурцы поднялась мгновенно. Урезонить дальнейший рост огуречных цен на рынке позволила только стабильная цена на данный вид продукции белорусских тепличных хозяйств.

Здесь они проявили себя по-молодецки, считает Сергей Дмитриевич, если бы не тепличники, то рост цен был бы в частном секторе непрогнозируемым. Много белорусских овощей на этой волне закупила Россия, но кооператоры довольны тем, что население приобретало исключительно белорусскую продукцию и деньги вернулись в кооперативную торговую сеть. Что касается черники. Черничный сезон уже начался, но, в отличие от прошлых лет, сегодня есть четкое представление о контрагентах, с которыми кооператоры будут сотрудничать, а планируемые объемы заготовок ягоды в размере 4 тысяч тонн могут быть перекрыты. Однако в лесу работают не одни кооператоры, доля которых в заготовках составляет около 38 процентов, лицензию на сбор черники имеют еще около 800 субъектов хозяйствования. Ограничений на данный вид деятельности законодательством не предусмотрено, и разрешение получают по заявительному принципу. Стартовая цена нынешнего сезона — 10 тысяч рублей за килограмм черники, в прошлом году в пик заготовок она составляла 5,5 тысячи рублей и продержалась до завершения сезона заготовок. Однако нынешним летом кооператоры были вынуждены установить планку в 15 тысяч, а в отдельных регионах закупочная цена подскочила до 17 тысяч рублей, так как дешевле уже никто чернику не сдавал. Все семь тысяч магазинов, расположенных в сельской местности, ныне принимают чернику от населения. Три тысячи заготовителей, штатных и внештатных, колесят по лесам и деревушкам, организуя сбор черники, причем деньги выплачивают сразу после получения товара, из рук в руки. По мнению председателя Правления Белкоопсоюза, 17 тысяч рублей за чернику — не окончательная цифра. Кооператоры еще не установили экспортную цену, так как это полностью экспортоориентированная продукция, ягода будет пока храниться в тоннелях шоковой заморозки. Когда активизируется сезон продаж, тогда и потребительская кооперация выступит активным игроком на «ягодном поле», все 4 тысячи тонн планируемой к сбору черники уже законтрактованы. Еще зимой были заключены договоры с китайской фирмой, специализирующейся не на чистой продаже, а на переработке ее в субстанцию с последующим использованием для приготовления лекарственных средств. Новый завод в германском Гамбурге намерен переработать практически весь объем черники, закупленной у потребкооперации республики. Интерес к закупке тысячи тонн этой ягоды также имеют английские, австрийские и польские компании, но по каким ценам им будут продавать чернику кооператоры, тоже пока сказать затрудняются.

Почему вокруг заготовок черники возникла такая интрига и ажиотаж? В Америке и Канаде на болотных плантациях поместили культивированную чернику, не лесную, и загрузили все предприятия в пищевой промышленности и в фармацевтике. А потом убедились, что, сколько ни выращивай эту чернику, выход полезных веществ в ней минимальный, — проще заплатить больше, но закупить лесную ягоду. Сегодня завод в Гамбурге покупает дикорастущую чернику в Украине, потом очередь Беларуси и карельских лесных массивов в России.

Только на основании изучения конъюнктуры рынка можно будет установить реальную цену, считают в Белкоопсоюзе, но при сегодняшних колебаниях валютного рынка закупочная цена в рублях может быть не окончательной.

Поляки просят польский гриб

Если раньше потребительская кооперация отправляла на экспорт только лисички и белые грибы, а остальные заготавливали лишь для нужд переработки, то сегодня подписаны контракты и есть ориентировочные объемы на заготовку грибов четвертой категории — это зеленки, подзеленки, опята, маслята. И что самое удивительное, открою небольшой секрет, говорит Сергей Дмитриевич, у нас закупят так называемый польский гриб, который никогда никто у нас не покупал. Эти грибы было принято считать аккумулятором радионуклидов, даже промышленность от них отказывалась, и люди привыкли к тому, что их никто не принимает в райпо. Однако в нынешнем сезоне поляки заказали у нас свой родной гриб, уже провели предварительные переговоры, но цену пока не определяли. Что касается объемов, то польская сторона высказалась в том духе, что, мол, сколько будет заготовлено, столько будет и закуплено. Польский гриб по своей пищевой ценности не уступает популярным подосиновикам и подберезовикам. Почему поляки решили в нынешнем сезоне закупить у нас партию польских грибов — сложно сказать. Поэтому при заключении контрактов документы будут составлены так, чтобы польские предприниматели несли материальную ответственность за исполнение данного контракта.

Традиционно заготовители потребкооперации будут закупать лисички и белые грибы. Лисичка, кроме вкусовых, имеет и другое достоинство — при длительной транспортировке не теряет своих потребительских качеств, ну а белый гриб, как всегда, король грибов. По отзывам с мест, нынешний сезон заготовки грибов обещает быть для кооператоров страны весьма благоприятным.

Яблочный интерес и валютный ресурс

А вот надежд на большой урожай яблок в садах немного, по первым прогнозам, в садах у населения урожай ожидается минимальный, поэтому все надежды на сады промышленного типа. Хотя для населения данная статья дохода была всегда существенной. С учетом ресурсов потребкооперация планирует заложить на хранение тысячу тонн яблок для жителей Минска плюс тысячу тонн для населения областных и районных городов. Однако две тысячи тонн отечественных яблок, как показывает практика, — тот минимум, который необходимо заготовить потребкооперации. В этом плане возникало немало вопросов: почему в торговле присутствует немало импортного яблока?

Мы эту проблему до конца не исследовали, так как потребительская кооперация яблоки не закупает у зарубежных производителей, говорит Сергей Сидько. Когда яблоко сравнивают наше родное белорусское и турецкое, где два урожая в год, то, безусловно, сравнение не в нашу пользу. Я тоже могу выбросить валюту и завезти яблоко из Алжира, а потом хвастаться перед всеми, что оно есть в нашей торговой сети. Мы предпочитаем стимулировать отечественного производителя, продавая его яблоки, не напичканные всякой химией. Мы не будем завозить ни одного килограмма яблок из-за пределов республики, хотя нередко подвергаемся за это критике. Сегодня не повезем даже из тех соображений, что у потребительской кооперации есть немало позиций, где мы должны приобретать востребованный товар за валюту. Мы никогда не вырастим в стране рис, чай, кофе, хорошее виноградное вино не сделаем у себя, коньяки и ряд других товаров. Яблоки и огурцы пусть стараются и выращивают отечественные производители, тем более что такая продукция прекрасно растет на белоруской земле.

Стимул платежом красен

Лучший стимул для сдатчиков сельхозпродукции и дикорастущего сырья — цена. То, что ныне она завышенная, так это соизмеримый размер стоимости одного килограмма ягоды исходя из конъюнктуры рынка, убеждены в Белкоопсоюзе. Не случайно многие горожане приезжают в райцентры к родственникам, идут в лес, чтобы заработать денег на сборе черники. Они не смущаются того, что нужно собрать ягоду и продать ее организациям потребительской кооперации. В системе сохранены и такие меры стимулирования, как проведение конкурса среди сдатчиков. Ведь на этом зарабатывают и дети многих наших сельчан и горожан, приезжая к родственникам в деревню. Для лучших сдатчиков предусмотрены ценные подарки или вознаграждение в денежном эквиваленте. У нас есть заготовители, которые заготавливали всей семьей в сезон 200 тонн черники. В Дятлове Гродненской области есть заготовитель, который со своей семьей в прошлом сезоне заготовил около 25 тонн грибов. Согласитесь, собрать такое количество грибов — это не 25 тонн металлолома. К ним приезжают даже племянники из Минска, куплен для этих целей автотранспорт, есть понимание, что если не спать в шапку, то можно заработать хорошие деньги и обеспечить семью. Заготовители при творческом подходе имеют возможность заработать неограниченную сумму, мы их здесь не лимитируем.

Курс — на большие города

Зарабатывать в малых населенных пунктах сложно, поэтому перед кооперацией поставлена задача — приходить в города, где ранее предприятия системы вовсе не присутствовали. К слову, в Минске, двухмиллионном городе, единственный магазин «Родны кут» рядом с центральным офисом Белкоопсоюза, что неправильно в корне. Поэтому экспансия областных и крупных районных центров — путь правильный и оправданный. Когда же увидел объявление, что продается контрольный пакет акций ОАО «Молодечноторг», в состав которого входит 15 магазинов и одна шикарная торговая база, я подумал: сколько надо вложить сил и средств, чтобы построить столько магазинов, а потом на новом месте приучить покупателей к этим магазинам. А тут предлагают готовую сеть с налаженными торговыми и покупательскими путями: почему их не приобрести в собственность потребительской кооперации? В итоге отчаянной борьбы мы выиграли этот конкурс и приступили к их реструктуризации, обороты даже в первый месяц удвоились. Мы проанализировали резервы, которые есть в маркетинге, и приступили к ремонту практически всех магазинов. А с учетом «Дажынак-2011», которые пройдут в Молодечно, строим объекты общественного питания, в частности кафе. Расширение — перспективный путь, например, в прошлом году мы построили 94 магазина, а за пять месяцев текущего года сдали в эксплуатацию еще 18 магазинов. Если на торгах еще будут выставлены предприятия торговли, то мы обязательно рассмотрим эти предложения — потребительскую кооперацию необходимо позиционировать в городе. Город отличается ментальностью от сельской местности, и мы хотим доказать: кооператоры умеют и хотят работать и нисколько не уступают другим торговым сетям, а отдельные из них даже превосходят по всем показателям. Поэтому мы обязательно расширим свое присутствие в Минске, будем бороться и в столице за место под солнцем. Показательный пример: губернатор Гродненской области Семен Борисович Шапиро выделил потребительской кооперации в Гродно 7 участков под строительство новых объектов, и мы их обязательно освоим. Вот это настоящее взаимодействие и поддержка властью потребительской кооперации. Уже проведены проектно-изыскательские работы под строительство 7 новых магазинов. Пользуясь возможностью, хочу выразить руководителю исполнительной власти Гродненщины огромную благодарность за такой подход.

Вместо трехлитровых банок — элегантная упаковка

Наладить выпуск востребованных покупателями джемов и конфитюров в современной упаковке — это голубая мечта кооператоров республики. Достаточно уже торговать полуфабрикатом как сырьевым придатком. Я буквально на днях посещал Ивановский район, где еще в мою бытность был поставлен скороморозильный тоннель. Ныне добавили вторую очередь, поставили оборудование, позволяющее бланшировать продукцию и отправлять ее на заморозку, это лук, картофель, кукуруза, фасоль. Именно те овощи, которые мы видим в наборах замороженных смесей, закупленных за валюту в Польше или России. Конфитюры, повидла, варенья надо учиться продавать не в традиционно многолитровых «варочниках», а в небольшой, маломерной упаковке. Что касается производства качественных конфитюров, то проблематика клубники и черники в том, что надо забирать из «тела» ягод косточку. Речь идет об особых технологиях, но они пока внедрены только на Малоритском овощесушильном заводе, где делают питание для детей. Я полностью согласен с тем, что необходима глубокая переработка плодоовощной продукции, чтобы отправлять ее «буржуям» уже в переработанном виде. Долгое время в силу своей инертности мы не считали, что этой темой надо всерьез заниматься, а сегодня практика показывает: представительский рынок сужается, все жестче конкуренция. Наполнители для йогуртов, мороженого, тортов мы закупаем в той же Польше. Или взять колбасное производство, когда мы были рады любой колбасе, ее было два вида — с салом и без сала. Сегодня же понятно: чтобы конкурировать с государственными мясокомбинатами и колбасными производствами, надо вложить столько денег, что невольно задумываешься: а смысл какой? Если бы колбаса была дефицитом, я бы этим занимался, а сегодня выгоднее изготавливать традиционные виды — полуфабрикаты, полукусковой охлажденный, старорецептные колбасы. Ранее мы запихивали в трехлитровую банку салаты, солянки, щи, борщи, первообеденную группу для нужд Советской армии, и все, казалось, были счастливы. Ныне рынок сужается, предприятия не загружены, поэтому надо внедрять производство новых видов продукции.

Альянс кооперативный — интерес клубный

В международный кооперативный альянс, членом которого является и Белкоопсоюз, входит более 100 стран мира, представительство немалое, как и в ООН. Однако это не содружество и не совет: хочешь — вступай, а хочешь — нет. Участие в данной международной организации, скорее, носит клубный характер: обмен мнениями, положительная мотивация и т.д. Кооператоры Финляндии и Швеции — мощные европейские организации, у них в руках нефтеперерабатывающие заводы, автозаправочные станции, монопольное участие в аптечном бизнесе. Мы стараемся у них многому учиться, но на последнем совете я им предложил, кроме развития клубных отношений, создать стабилизационный финансовый фонд, чтобы оказывать из него помощь нуждающимся организациям, или же на первом этапе создать товарную биржу. К примеру, мне надо закупить тысячу тонн гречки или риса, но если у меня финансовые трудности, то вы мне окажете помощь в их приобретении. Однако они не желают идти на такую консолидацию, в отличие от стран СНГ, которые понимают глубину этих проблем. Так, Кубань сказала: «Не волнуйтесь, все записано, и мы поможем белорусам гречкой и рисом, не надо их везти из Китая». На условиях отсрочки платежей кооператоры стран Содружества готовы друг другу помогать. По весне большие наводнения были в Молдове, и кооператоры этой страны обратились в Совет СНГ, чтобы им коллеги оказали посильную помощь. В частности, Российская Федерация изыскала возможность помочь и поставила продукты питания с очень большими сроками отгрузки. Кооператоры СНГ более отзывчивы, а вот если капиталисты своей выгоды не увидят, то и пальцем не пошевелят: давать советы да учить уму-разуму они умеют. Поэтому с ними отношения, как в клубе по интересам, и не более: послушали друг друга, с чем-то согласились, с чем-то нет, и разъехались по домам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter