Парадоксы Берга

10 НОЯБРЯ исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося советского ученого, отца отечественной радиолокации академика и адмирала Акселя Ивановича БЕРГА. Судьба этого человека восхищает. Есть в ней и эпизод, созвучный с сегодняшними скандалами, связанными с глобальной прослушкой, организованной США.

Его «жучки» помогали Сталину подслушивать всех…

10 НОЯБРЯ исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося советского ученого, отца отечественной радиолокации академика и адмирала Акселя Ивановича БЕРГА. Судьба этого человека восхищает. Есть в ней и эпизод, созвучный с сегодняшними скандалами, связанными с глобальной прослушкой, организованной США.

Известно, что Сталин слушал всех членов Политбюро. Жучки стояли в их квартирах и кабинетах. Он вообще хотел слушать всех и всегда, примерно как Обама сегодня. У Сталина, правда, были куда меньшие возможности, но уж микрофон в кабинете американского посла в Москве советский вождь хотел обязательно. Воплотить мечты помог академик Аксель Берг.

Его жизнь состояла из парадоксов. Аксель Берг — русский офицер. В Первую мировую служил на британской подводной лодке. У союзников.

Лодка не должна напороться на мины. Как минимум свои. Карты есть. Компас есть. Но есть и эффект, в начале прошлого века почти не изученный. Стрелка компаса меняет направление из-за неведомых тогда излучений. Штурман должен все это учесть, рассчитать курс. Как это делать, толком никто не знал. Непредсказуемую реакцию магнитной стрелки назвали «девиацией». Берг эту девиацию изучал, постепенно становясь ученым.

Радиолокация — отрасль, которая изменит и правила войны, и вообще нашу жизнь. После Первой мировой — первый парадокс Берга. Во время Гражданской уже на советской подлодке он потопил британский эсминец.

В 1928-м он стал одним из немногих выездных физиков — оценивал успехи зарубежных коллег. А по активности журналистов на себе ощутил, что такое пропаганда и какой может быть контрпропаганда.

«У него спросили: правда ли, товарищ Берг, что у вас много жен?» Он не растерялся и сказал: «У меня их шесть». «А сколько тогда у вас детей?», — спросили у Берга. Он ответил, что двадцать. «А что же вы делаете с таким большим количеством детей?» Берг заулыбался и ответил: «Мы их едим». После этого корреспонденты к нему с глупыми вопросами не лезли», — вспоминает начальник отдела Центрального научно-исследовательского радиотехнического института имени академика А. И. Берга Дмитрий Володин.

В 1940 году Аксель Берг шутил иначе. Его только что выпустили из НКВД. Он просидел по обвинению в организации антисоветского заговора три года. Реабилитировали и повысили в звании. Аксель Иванович мрачно ухмылялся: «Был контрреволюционером, стал контр-адмиралом».

Парадокс номер два: реабилитация на пике репрессий. Его друга Тухачевского расстреляли.

Парадокс номер три: самое тихое его приспособление наделало шуму на всю планету. Это было требование Сталина. Война заканчивалась. Сталин хотел слышать все, что происходит в кабинете посла Соединенных Штатов. Берия чего только ни делал: и женщинами обольщал, и пожар в здании посольства организовал, но жучок на сверхсекретный этаж протащить так и не смог.

«Проблему решили дети. Гарриман, посол США в Советском Союзе, любил детей. Зная это, его специально пригласили в «Артек», чтобы он посмотрел, как артековцы отдыхают», — рассказал генеральный директор Центрального научно-исследовательского радиотехнического института имени академика А. И. Берга доктор технических наук Борис Лобанов.

Операция называлась «Исповедь». И была еще изощреннее. Пригласили Черчилля и Рузвельта. Они все были в Ялте. Очевидно, что с конференции никто из них в «Артек» бы не поехал. Министры иностранных дел — тоже. Остались послы. Отказаться не могли. И Сталин, фотографируясь с Рузвельтом и Черчиллем, знал, что «Исповедь» началась, а «Злотоуст» вот-вот попадет в руки посла.

«Златоуст» — тот самый жучок, который сделал Аксель Берг. Его вмонтировали в искусно сделанный герб США. Артековские пионеры спели американский гимн. Посол был в умилении.

«А в конце выступления маленькая девочка приподнесла от имени всех артековцев ему этот герб, сделанный из ценных пород дерева», — отметил Борис Лобанов.

К тому времени посла уже приучили, что советские подарки ему дарили по любому поводу.

Герб состоял из почти двадцати сортов ценного дерева. Требования были, конечно, не столько художественные, сколько технические. «Златоуст» был чрезвычайно капризен. Ему нужен был идеальный звук.

Идеальная операция. Посол повесил подарок у себя в кабинете. Сталин подслушивал посла и знал, что происходит, раньше американского президента.

Потрясающее изобретение Берга. «Златоуст» слышал все, и ему не нужен был источник питания. Звук голоса колебал деревянные пластины, вмонтированные в герб.

«Электромагнитное поле возникало путем подсветки из соседнего здания. Когда его надо было слушать, его подсвечивали и получали обратный сигнал», — пояснил Борис Лобанов.

До такой радиолокации не додумался ни один человек в мире. «Златоуст» слушал американские «исповеди» восемь лет! Сменились четыре посла. Только в 1953-м во время ремонта герб «раскололся». И только в 1960-м, после того как наши сбили американский самолет-шпион У-2, американцы раскрыли тайну своего провала: мол, не мы одни шпионим.

Американцы жаловались в ООН. Изящество технического воплощения, ювелирность подготовки всей операции не вызвали у них тогда ни сочувствия, ни восхищения. Такое вероломство, убеждали они свободный мир, возможно только со стороны врагов. И вот еще один парадокс: когда посол вешал герб в свой кабинет, СССР и США были союзниками, а когда герб сняли, — противниками.

ИЗ ДОСЬЕ «БН» 

Аксель Иванович БЕРГ родился в 1893 году в Оренбурге в семье отставного генерала Ивана Александровича Берга шведско-финского происхождения. Отец умер, когда Акселю было 6 лет. После смерти отца семья переехала в Петербург. В 1914 году окончил морской корпус.

Во время Первой мировой войны Аксель служил младшим штурманом на линкоре «Цесаревич». С июля 1916-го — штурман и офицер связи на английской подводной лодке E8, действовавшей совместно с русским флотом на Балтийском море. В 1918 году участвовал в Ледовом походе Балтийского флота. В 1919-м — штурман подводной лодки «Пантера», которая в августе 1919 года двумя торпедами у острова Сескар потопила английский эсминец «Виктория». Это стало первой победой подводных сил России. В дальнейшем Берг командовал подводными лодками «Рысь», «Волк». С октября 1921-го — командир подводной лодки «Змея», находившейся в ремонте. За три месяца подготовил ее к выходу на боевые операции.

После окончания академии преподавал в Военно-морском инженерном училище. С мая 1927-го — председатель секции радиосвязи и радионавигации Научно-технического комитета ВМС РККА. Как преподаватель ВМИУ создал при училище радиолабораторию и занимался в ней научными исследованиями в области радио. В 1932 году лаборатория была преобразована в научно-исследовательский институт, руководителем которого был назначен Берг. В 1932—1937 годах — начальник Научно-исследовательского морского института связи и телемеханики (НИМИСТ).

25 декабря 1937 Берг был арестован по обвинению во вредительстве, находился в заключении под следствием до 9 мая 1940 года. Берга реабилитировали и восстановили в воинском звании, а в 1941-м присвоили воинское звание инженер-контр-адмирал.

В начале Великой Отечественной войны Берг жил в эвакуации в городе Самарканде, куда была эвакуирована Военно-морская академия, где он профессорствовал. Во время войны настойчиво продвигал необходимость создания и использования радиолокаторов, возглавлял программу по созданию советских радаров.

С июля 1943-го по октябрь 1944 года — заместитель наркома электропромышленности. Одновременно в 1943—1947 годах — зампред совета по радиолокации ГКО (председателем совета был Г. Маленков). Являлся инициатором основания (июль 1943-го) и первым директором Всесоюзного научно-исследовательского института радиолокации (теперь ЦНИРТИ).

В сентябре 1943-го избран член-корреспондентом АН СССР по отделению технических наук. В 1946 году избран действительным членом АН СССР по отделению технических наук (радиотехника).

В 1946 году параллельно с работой в совете по радиолокации входил в состав ракетного комитета.

С сентября 1953-го по ноябрь 1957 года Берг — заместитель министра обороны СССР. В 1953-м в составе АН СССР был открыт Институт радиотехники и электроники (ИРЭ). Берг стал его первым директором, занимая этот пост до 1955 года. В мае 1957-го по личной просьбе, в связи с перенесенным двухсторонним инфарктом, освобожден от должности заместителя министра обороны.

С 1950-го по 1960 год — председатель Всесоюзного научного совета по радиофизике и радиотехнике АН СССР. С 1959-го — председатель научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» при президиуме АН СССР. Возглавлял координацию исследований по кибернетике. Внес значительный вклад в становление в СССР бионики, технической кибернетики, структурной лингвистики, искусственного интеллекта.

Похоронен в 1979 году на Новодевичьем кладбище.

Дмитрий КИСЕЛЕВ,

Илья КАНАВИН

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter