Парад памяти 1941 года

Более 6 тысяч человек приняли участие в торжественном марше, который прошел на Красной площади в честь 71-й годовщины легендарного Парада 7 ноября 1941 года.

Более 6 тысяч человек приняли участие в торжественном марше, который прошел на Красной площади в честь 71-й годовщины легендарного Парада 7 ноября 1941 года. В этом году в сценарий шествия включены элементы, посвященные 200-летию Бородинского сражения.

Парад в 1941 году по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции. Он имел огромное значение по поднятию морального духа армии и партизанского движения от Бреста до Владивостока. Парад показал всему миру, что Москва не сдается. 

 Факты

Во время парада были приняты беспрецедентные меры безопасности Сталина – у всех солдат, участвовавших в параде, даже у тех, кто позже отправлялся на фронт, были изъяты патроны, также были изъяты все снаряды из танков и артиллерийских орудий. Ни один немецкий самолет не достиг площади, хотя, как было сообщено на следующий день, на рубежах города силами 6-го истребительного корпуса и зенитчиками ПВО Москвы было сбито 34 немецких самолета.

7 ноября 1941 года  в городе Куйбышеве (сегодня Самара) был также проведен военный парад. Тогда в стране прошли три военных парада – в Москве, Воронеже и Куйбышеве. Украшением парада в Куйбышеве должна была стать его воздушная часть. Это был единственный воздушный парад за все годы войны, ставший грандиозной демонстрацией советских ВВС иностранному дипломатическому корпусу. По разным оценкам, над Куйбышевом пролетело от 600 до 700 боевых самолетов преимущественно новых типов.

На гостевых трибунах по обе стороны Мавзолея помимо рабочих и служащих находились аккредитованные в столице корреспонденты иностранных газет. Так что весть о параде разнеслась по всему миру. Корреспондентов зрелище просто потрясло и заставило поверить, что СССР не сломлен.

 Мнения

Председатель Правительства России Дмитрий Медведев:
– В Москве, которая, по сути, была на осадном положении, в исключительно сложных условиях, когда враг уже стоял почти на подступах к столице, было принято решение о том, чтобы провести парад – показать силу Красной армии и силу духа советских людей. И несмотря на то что это было всего лишь самое начало освобождения, несмотря на то что впереди еще были Курск, Сталинград и большое количество других битв в истории Великой Отечественной войны, значение Парада 7 ноября 1941 года является абсолютным.

Генерал-майор Давид Ортенберг вспоминает в книге «Июнь – декабрь сорок первого»:
– Совсем ведь недавно в редакцию поступали материалы о готовящемся параде на Красной площади немецко-фашистских войск. Такие данные содержались в трофейных документах, показаниях пленных, радиоперехватах берлинской пропаганды... Некоторые генералы и офицеры вермахта поспешили вытребовать из Берлина и иных городов Германии свое парадное обмундирование. Другие сообщали, что скоро у них будут теплые московские квартиры, что после взятия Москвы им обещали отпуск...

Из воспоминаний Маршала Георгия Жукова:
– 1 ноября 1941 года я был вызван в Ставку. Сталин сказал: «Мы хотим провести в Москве кроме торжественного заседания по случаю годовщины Октября и парад войск. Как вы думаете, обстановка на фронте позволит нам провести эти торжества?»
Я ответил: «В ближайшие дни враг не начнет большого наступления. Он понес в предыдущих сражениях серьезные потери и вынужден пополнять и перегруппировывать войска. Против авиации, которая наверняка будет действовать, необходимо усилить ПВО и подтянуть к Москве истребительную авиацию с соседних фронтов».

Из записи беседы с секретарем парткома комбината «Трехгорная мануфактура» В. Колосовой:
– Перед тем как мы поехали на торжественное заседание, нам в райкоме партии сказали, чтобы мы сюда и вернулись. Мы думали: что может быть еще? После концерта направились в райком: я, директор, затем товарищи с Красной Пресни, с завода «Лакокраска». Думали: что такое еще будет? Приходим мы к секретарю райкома Уколину, и он нам вручает билеты на завтрашний парад – мне, директору и главному инженеру. Нам сказали, чтобы мы никому ничего не говорили, чтобы это оставалось в тайне. Из райкома шли пешком, пришли только в 2 часа и сразу легли спать. Утром рано мы поднялись, часов так в 6, боялись, как бы не опоздать, как бы прийти первыми, чтобы занять места получше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter