Молодежь полюбила бани за живое общение

Пар культуры и отдыха

Баня становится излюбленным местом отдыха зумеров и миллениалов. Об этом говорит статистика компаний, предоставляющих банные услуги. Наибольшая доля клиентов — до 70 % — люди до 35 лет. Они же дают хорошую выручку, заказывая в банях сопутствующие услуги.

Альтернативой дорогим баням могут стать глэмпинги, где посещение банного чана уже включено в стоимость проживания.
ЕГОР АЛЕЕВ / ТАСС

 КАК В РОССИИ

Биохакинг и аутентичность

— Бани сегодня — своего рода синтез национальных традиций и современного популярного биохакинга. Традиционная русская баня с вениками и хаммам с классическими интерьерами отвечают тренду на аутентичность, но если дополнены современным дизайном: лаконичной эстетикой, зонами для фото, экоматериалами, — рассказывает «СОЮЗу» Александр Вайс, молодой FinTech and DeFi предприниматель.

Хороший эффект имеют медитативные практики в парной. У молодого поколения поход в баню выполняет функцию цифрового детокса, становясь зоной без гаджетов. Более того, молодежь представляет баню будущего как клуб живого общения.

— Старорусский стиль сейчас набирает обороты среди поколения Z и миллениалов, поэтому традиционные бани не уступают новшествам в популярности, — добавляет Дмитрий Лазарев, основатель и генеральный директор компании «Сибирский Банный Чан».

Клиенты среднего возраста (35–55 лет) предпочитают бани с профессиональными пар-мастерами. Также прослеживается растущая популярность альтернативных процедур. Например, парение в банном чане. Старшее поколение — от 50 лет — сохраняет верность классике: русской бане на дровах, где есть парение с вениками, натуральным травяным настоям и контрастным процедурам, рассказывает Майя Звягинцева, эксперт по здоровому образу жизни и wellness-туризму.

Социальная функция муниципальных бань

В советское время посещение общественных бань было целым ритуалом для души и тела, доступным по цене, продолжает Дмитрий Лазарев. Современные бани становятся недешевым удовольствием. Тем более что остается все меньше муниципальных банных предприятий. Их закрывают, ссылаясь на убыточность. Между тем муниципальные бани выполняют важную социальную функцию. Нужно искать выходы, чтобы их сохранить и повысить доходы для местных бюджетов, отмечают эксперты.

Банный бизнес

Альтернативой дорогим современным баням могут стать глэмпинги, которые в рамках путешествий помогут сэкономить бюджет, поскольку зачастую посещение бани и банного чана уже включено в стоимость проживания.

Можно построить собственную баню — для себя и для бизнеса.

— Строительство частной бани может стоить от 700 тысяч до трех миллионов рублей и выше, с окупаемостью от двух до пяти лет, — говорит Дмитрий Лазарев.

 КАК В БЕЛАРУСИ

Возрождение интереса к банному релаксу четко прослеживается в Беларуси на протяжении последних трех-четырех лет. Причем точка отсчета известна: в июне 2021‑го в Минске открылась после реконструкции знаменитая баня №1, популярная у всех любителей пара. Они получили полный комплекс широких помывочных услуг, ранее доступных в основном в частных саунах. Безбарьерная среда, джакузи, гидравлическая пушка, гидромассажный водопад, бассейн 17 х 7 метров — от прежней бани не осталось практически ничего. И цены вполне демократичные. Посещение общего отделения (баня плюс бассейн) обойдется в 21 белорусский рубль (575 российских) за 2 часа, цена на ребенка до 7 лет — 50 копеек (14 российских рублей). Номер высшего разряда на 5 человек — 130 белорусских рублей (3560 российских) за двухчасовой сеанс.

Сегодня в коммунальной собственности столицы 11 подразделений, принадлежащих предприятию «Городские бани». Шесть обычных общественных бань, 1 банный и 3 банно-оздоровительных комплекса. Казалось бы, немного, но раньше и они работали далеко не в полную силу. В последнее время подвижки заметны. За 9 месяцев прошлого года общие отделения в Минске посетили почти 250 тысяч человек — на 4 с небольшим процента больше, чем годом ранее. Стратегическая задача предприятия — возвратить любовь горожан к бюджетным и безусловно полезным услугам. За словом — дело: в конце прошлого года в городе прошел первый открытый чемпионат по коллективному парению. Во внутреннем дворе одного из банно-оздоровительных комплексов установили передвижные парные. В центре — шатер, где участники соревнования продемонстрировали на гостях свое мастерство. Директор УП «Городские бани» Анатолий Марченко рассказал, что идею подсмотрел в России:

— Триггером послужил визит белорусской делегации прошлым летом на международный банный фестиваль в столице Башкирии Уфе. Я принял участие в одном из сеансов, очень понравилось. По возвращении в Минск создали оргкомитет, заручились поддержкой вышестоящей организации, нашли спонсоров. И попутно убедились в том, что прекрасных пар-мастеров в стране предостаточно. Уверен, что первый чемпионат станет запоминающимся событием в жизни любителей пара и положит начало доброй традиции.

В регионах страны формат банного отдыха широко доступен в первую очередь в санаториях. Здравницы сегодня позиционируют себя не просто как медицинские учреждения, а как оздоровительные комплексы с расширенными возможностями для релакса. Еще один вариант — агроусадьбы, где посещение бани, как правило, входит в обязательную программу. С усадьбами, к слову, частенько сотрудничают парильщики-профессионалы. Получасовой сеанс с двумя специалистами стоит от 115 белорусских рублей с человека (3150 российских). Но это уже премиум-сегмент. Что касается бюджетных услуг, то большинство бань в райцентрах находится на балансе организаций системы ЖКХ. По состоянию на начало 2025 года на их обслуживании находилось 420 таких объектов. К сожалению, 340 из них являлись убыточными. Так что возрождение популярности парения — это долгая и кропотливая работа, которую еще предстоит наладить надлежащим образом.

Алена Узбекова

uzbekova@rg.ru

Александр Нестеров

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter