Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Бессмысленные покупки – это попытка заполнить душевную пустоту». Как бороться с зависимостью от маркетплейсов

Пакет, еще пакет

Сейчас практически в каждом дворе есть магазин, парикмахерская, ремонт обуви и ателье. А еще – пункт самовывоза хотя бы одного из известных маркетплейсов. И если для большинства это просто удобный сервис, который позволяет не рыскать по городу в поисках нужного товара, то для некоторых – бездонная бочка, куда утекает значительная часть семейного бюджета. Существует ли зависимость от маркетплейсов? Кто подвержен ей больше других? И как с ней бороться? Разбираемся вместе со «Знаменкой».

Коллаж Татьяны ГОРБАЧ, «ЗН»

Когда лайфхаки не работают

В ближайшем пункте самовывоза Оксану* (имя изменено) узнают в лицо, встречая ее легким вздохом недовольства: работники знают, что им сейчас придется тащить со склада гору коробок, коробочек, пакетов и пакетиков. Этот сценарий повторяется несколько раз в неделю: молодая мама забирает покупки, телефон «тренькает», оповещая о списании денег, а потом пакеты могут еще несколько часов лежать в коридоре неразобранными – когда товар выкуплен, он уже не кажется таким необходимым.

Постоянной клиенткой маркетплейсов Оксана стала во время дек­ре­та. Поначалу покупала то, что действительно нужно: подгузники, влажные салфетки, детскую косметику. Получалось дешевле, да и удобнее: ездить по магазинам с младенцем на руках – так себе удовольствие:

– Я и не заметила, как это стало моим ежедневным ритуалом: каждый вечер, уложив ребенка, захожу в приложение и часами разглядываю товары, читаю отзывы и оформляю заказы. В моих покупках нет ничего сверхдорогого: максимум – пара ботинок или зимний комбинезон для малыша. В основном же это мелочи: игрушки, косметика, товары для дома вроде настольной дорожки или новой разделочной доски. Но если к одной мелочи прибавить еще пять, сумма выходит немаленькая. В прошлом месяце оставила на маркетплейсе все свои декретные – покупала новогодние подарки и праздничный декор. Если верить приложению, за последние два года я потратила на онлайн-платформе около 7000 руб­лей – за эти деньги можно было бы съездить на море.

Конечно, мужу Оксаны такой расклад не нравится. Да и сама она понимает, что в ее случае маркетплейсы – это черная дыра, куда утекает солидная часть семейного бюджета:

– Я стесняюсь своей зависимости и специально делаю заказы на разные пункты самовывоза, чтобы не мозолить глаза продавцам.

Побороть ее пока не получается, хотя я пыталась: несколько раз удаляла приложение, выделяла себе «легальную» сумму на онлайн-шопинг (100 рублей в месяц), стараясь не выходить за ее пределы. Единственный лайфхак, который в моем случае хоть немного работает – не держать денег на картах. Когда для того, чтобы выкупить заказ, нужно идти пополнять счет в инфокиоске, желание обладать новой свечкой, чашкой или футболкой сходит на нет.

Потребители против созидателей

Оксана не одинока в своих проблемах. Полгода назад в интернете завирусилось видео, на котором молодая россиянка требует признать известный маркетплейс игровой компанией. «За полгода он разрушил мою семью, – рассказывает девушка на фоне пункта самовывоза. – Мой муж оставил меня и ушел, потому что я очень много заказывала. Сначала мелочи: гречку, чай, кофе. Пото­м пошли другие суммы. Я поняла, что трачу там всю зарплату… Это затягивает людей, это болезнь».

И пока одни пользователи потешались над необычным признанием, соревнуясь в остроумии, другие искренне поддерживали героиню: «Узнаю себя», «Я такая же», «Все то же самое. Обещаю, клянусь себе, что делаю заказ в последний раз. Но не получается...» Похоже, такая проблема совсем не редкость.

На самом деле, маркетплейсы здорово облегчают нам жизнь, уверена психолог Надежда Цыркун:

– Это прекрасный и современный инструмент торговли. Зачем ехать на другой конец города и тащить на себе несколько мешков цемента, если курь­ер может доставить их прямо в квартиру?

Но далеко не все, купив условный цемент, могут спокойно закрыть приложение до следующей важной покупки. Почему так?

Всех людей можно разделить на созидателей и потребителей, объясняет психолог:

– Вторая группа (которая, к слову, гораздо многочисленнее первой) зациклена на обслуживании себя и своих потребностей – отсюда и зависимость от шопинга и маркетплейсов. Хотя объективно, в наше время материальные потребности у всех удовлетворены: все сыты, у всех есть теплая одежда. Но продавать-то надо. Поэтому людям постоянно навязывают товары, особенно девушкам: «Люби себя», «Побалуй себя», «Купи кофточку – и будет тебе счастье». Или выбирают цвет года – и потре­битель начинает спешно искать одежду в этом цвете, чтобы показать, что он тоже современный и «в теме». Не все могут противостоять такому маркетинговому напору.

Жена – шопоголик? Присмотритесь к мужу

Кто чаще всего склонен к импульсивным онлайн-покупкам? В первую очередь дети и подростки, замечает Надежда Цыркун:

– У них еще не сформированы самоуважение и лидерские качества, и им кажется, что новая модная вещь заставит окружающих уважать их, восхищаться ими. Декретницы тоже в группе риска: рутинный бытовой труд, отсутствие новых впечатлений, нехватка времени на хобби – все это выливается в попытки заполнить душевную пустоту бессмысленными покупками. Кстати, шопоголизм у жены часто является маркером неблагополучных семейных отношений: муж откупается подарками – и она принимает их, чтобы компенсировать недостаток его внимания.

Что делать, если вы, как Оксана, зависимы от маркетплейсов? Надежда Цыркун предлагает нетривиальный способ:

– Во многих религиях есть понятие аскезы – это когда вы добровольно в чем-то себя ограничиваете ради достижения цели. Поэтому прислушайтесь к себе, найдите самое сокровенное желание и откажитесь от онлайн-покупок ради него, поверив, что, если вы справитесь, оно сбудется. Такой способ хорошо лечит зависимость и показывает, является ли это желание действительно важным для вас.

Еще один действенный прием – перевести деньги во… время:

– Работая, мы тратим свой самый главный ресурс – время жизни. Недаром заработанные деньги часто называют кровными. Подсчитайте, сколько времени вам пришлось отработать, чтобы купить очередной пакет безделушек. Или на сколько вы сократили жизнь вашему любимому человеку, который обслуживает вашу зависимость? И подумайте, стоит ли оно того.

КСТАТИ

В Беларуси установят требования к маркетплейсам, а также мобильным при­ло­жениям для продажи товаров. Это предусмотрено поправками в Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания», которые были приняты депутатами в первом чтении.

– В последнее время все больше продавцов реализуют товары на интернет-площадках, маркетплейсах, агрегаторах с использованием приложений для мобильных устройств, требования к которым в законодательстве не установлены. С учетом этого предлагается расширить перечень технологий и тем самым ввести их в рамки правового поля, – рассказал министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов.

Конкретные требования будут определены Советом Министров в правилах дистанционной торговли.

krupenkova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter