«Пад чыстым васільковым небам...»: В Белорусской филармонии состоялся юбилейный концерт композитора Сергея Бугасова

Его имя очень хорошо известно в хоровых кругах и почти неведомо широкой публике. Разве что тем немногим счастливцам, которым повезло забрести на его первый авторский концерт, состоявшийся в 2016 году силами заслуженного коллектива Республики Беларусь Государственной академической хоровой капеллы имени Г. Ширмы.

Ныне музыка Бугасова звучала в исполнении заслуженного коллектива Республики Беларусь Государственного камерного хора под управлением заслуженной артистки Республики Беларусь Натальи Михайловой.

Само название концерта — «Пад чыстым васільковым небам...» — уже настраивает на высокий лирический лад, на мысли о Беларуси.

Тем не менее, Сергей Бугасов родился в Енакиево, в самом сердце Донбасса. Музыкальное училище окончил в Луганске, музыкально-педагогический институт — в Донецке по специальности «преподаватель хоровых дисциплин». И вот уже 45 лет преподает в Лиде в музыкальном училище, которое за эти годы стало называться колледжем.

Долгие годы был заместителем директора по учебной работе. Руководил училищным хором, который в 1982 г. стал дипломантом II ступени Республиканского конкурса хоровых и оркестровых коллективов ССУЗ МК БССР. Подготовил к поступлению в музыкальные вузы свыше 40 своих учеников, которые очень успешно работают. К примеру, Евгений Кислый в Гродно руководит народным ансамблем песни и танца «Неман», а Ольга Тишко — народным ансамблем «Лидчанка».

Оба коллектива успешно работают с фольклором, и здесь тоже большая заслуга Сергея Ивановича Бугасова. Его учебная программа «Обработка белорусской народной песни» рекомендована к изданию Министерством образования Республики Беларусь.        

Но была и есть в жизни Сергея Ивановича Бугасова еще одна сторона: он пишет музыку. Долгое время он делал это для себя. Потом для своих студентов.

— Я тогда вообще не мечтал, что у меня появится когда-нибудь это звание — композитор! — признается он.

Ведь у нас с советских времен как принято? Композитор тот, кто член Союза композиторов. А в Союз долгие годы принимали только тех, у кого есть высшее композиторское образование.

Скажите-ка, имелись ли композиторские «корочки» у Баха, Вивальди, Бетховена? Глинка задумался об учебе в Германии, будучи автором двух чрезвычайно успешных опер. Вся идеология «Могучей кучки» заключалась в том, чтобы ни в коем случае не учиться в консерватории! И Мусоргский написал «Бориса Годунова» и «Хованщину», а Бородин «Князя Игоря» без всякого вообще музыкального образования.

А у нас наличие высшего композиторского образования было прописано в Уставе Союза композиторов, и лишь недавно ныне покойный Игорь Лученок добился того, чтобы в порядке исключения в Союз принимали талантливых и состоявшихся творческих людей.

Сергей Бугасов — один из тех, кто принят в порядке исключения. Но чтобы это произошло, в его жизни должен был случиться, прежде всего, ныне покойный выдающийся хормейстер Виктор Владимирович Ровдо.

— Первый, кто меня услышал, увидел и записал на радио девять моих произведений, был профессор консерватории, народный артист СССР Виктор Владимирович Ровдо, — рассказывает Сергей Бугасов. — А ведь я не был тогда композитором! Я был просто человек из Лиды, преподаватель колледжа! Затем традицию продолжила Ольга Янум. Она записала целый ряд моих произведений с хором Белтелерадиокомпании.

И затем Сергей Иванович долго-долго перечисляет белорусских хормейстеров, которые давали жизнь его музыкальным произведениям просто потому, что хотели их исполнять. Они не ожидали и не получали за это никакой награды — замечательные музыканты и замечательные люди.

Сергей Бугасов особенно благодарит свою коллегу по Лидскому музыкальному колледжу Людмилу Федоровну Пясецкую, которая первой со студенческим хором стала исполнять его произведения.

— Почти тридцать лет она меня терпит, — улыбается Бугасов, — и мои произведения поет на экзаменах. Это тоже дает мне стимул для совершенствования.

А надо сказать, что музыка Бугасова очень и очень непростая для исполнения. Это не песенки для хора с фортепиано. И не авангардистская муть, где можно петь все что угодно, а иногда даже и не петь, а издавать странные звуки. Это многоголосные хоровые произведения без сопровождения, часто с непростыми гармониями, где каждая нота на слуху, и участники хора должны очень хорошо слушать и слышать друг друга.

Таких произведений у Бугасова более 120. Это и обработки народных песен, и — в основном — авторские хоры на тексты белорусских и русских поэтов.

— Я влюбляюсь в стих, и он не отпускает меня до последней ноты, — говорит композитор.

Многие его произведения написаны на канонические церковные тексты, но не по церковным канонам. Это музыка для концертного зала, а не для храма. Музыка красивая, высокопрофессиональная, но главное — заставляющая задуматься о высоком и важном в человеческой жизни.

Именно такая высокая музыка — на канонические тексты и на обычные стихи — и прозвучала в концерте.

Художественный руководитель камерного хора Наталья Михайлова вместе со своими артистами продемонстрировала подлинные чудеса постижения и исполнения этой чудесной музыки. Сам композитор с трудом подбирал слова, чтобы выразить свое восхищение.

— Вы знаете, мы с Натальей Владимировной очень давно друг друга знаем, и она исполнила очень много моих произведений, — сказал он в благодарственной речи после концерта. — Но то, что сегодня прозвучало, — это поражает воображение и дает возможность двигаться вперед.

Лида любит своего композитора. Это ощущалось в зале — многие приехали в столицу, чтобы услышать музыку своего земляка. Сергею Бугасову присвоено звание почетного гражданина Лидского района.

Сейчас ему семьдесят, он полон сил и творческой энергии. Уверена, что главное его произведение еще впереди.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter