При правильном подходе анимация может приносить прибыль в разы больше, чем игровые фильмы

Оживляя картинки

На студию анимационных фильмов киностудии “Беларусьфильм” Александр Ленкин пришел 22-летним выпускником Белорусского театрально-художественного института. Думал, поработает лето художником-фазовщиком, пока не начнется театральный сезон — молодого актера ждали в столичном театре. Но анимация не отпустила — держит при себе режиссера, а сегодня еще и художественного руководителя студии анимационных фильмов, уже более тридцати лет. Видимо, ничего случайного не бывает. Сложись обстоятельства иначе — не видать нам историй про реактивного поросенка, рыбку по имени Нельзя, картошку Тошку... К слову, в прошлогоднем Национальном конкурсе “Лістапада” первый мультфильм сериала “Тошка и его друзья” отметили дипломом. Буквально пару недель назад Александр закончил работу над второй частью сериала. И это отличный повод встретиться с режиссером.

— Александр, почему Тошка?


— Хотелось создать современный белорусский персонаж и попытаться его раскрутить. Над идеей работала, можно сказать, целая бригада — четыре человека. Учитывали специфику работы на киностудии, финансирование со стороны Министерства культуры, нюансы, связанные с продажей, рекламой... Сериал еще не закончен. Всего запланировано четыре серии. Общий хронометраж — 52 минуты. Такой формат удобен и для телевидения, и для показа в кинотеатрах. Думаю, может получиться неплохой коммерческий продукт.

Это не первый опыт работы с сериалами. Были пятисерийные “Приключения реактивного поросенка”, восьмисерийная “Рыбка по имени Нельзя”. Зрителям нравятся такие продукты.

— Жаль только, что ждать очередных серий приходится так долго...

— Действительно, на один мультик у нас уходит около десяти месяцев. Сегодня мы не в состоянии делать быстро коммерческие сериалы. Наша студия государственная, есть своя специфика. Кроме создания сериалов, развлекательного продукта, существуют и другие задачи. Мы должны создавать также учебные, исторические фильмы. Всего делаем в год примерно десять фильмов — это достаточно разнообразная и интересная продукция. В настоящее время на студии работают около 50 человек — режиссеры, аниматоры, художники-постановщики, художники-фоновщики, ассистенты и так далее. Вот когда будет 250—300, тогда сможем делать не просто разную востребованную продукцию, но еще много, качественно, быстро и самое главное — рентабельно.

— Уже несколько раз в СМИ появлялась информация о том, что на киностудии работают над первым полнометражным мультфильмом-мюзиклом. Скоро его увидим?

— Начнем с того, что это не совсем полнометражный фильм. Сериал “Звезды седьмого неба”, сценарий к которому написал Геннадий Давыдько, снимает Елена Турова. Когда закончат работу над всеми пятью запланированными сериями, их просто смонтируют в один полнометражный фильм. Так Игорь Волчек делал “Приключения Нестерки”. Года через полтора-два, думаю, увидим окончательный вариант.

Что касается создания полного метра, мы не имеем права сделать первый белорусский полнометражный мультфильм плохим или даже средним. Он должен быть очень хорошим. А для этого нужно соблюсти некоторые условия. Например, у нас сейчас очень большой дефицит аниматоров рисованного кино. Их 3—4, а для большого проекта надо хотя бы 30—40. Скажем, на “Союзмультфильме” над одной, длящейся 6,5 минуты серией новой версии “Каникул в Простоквашино” работает до 100 художников-аниматоров! У нас, к сожалению, таких возможностей нет. Пока потенциал студии анимационных фильмов, на мой взгляд, раскрыт только на 30—40 процентов. Однако в ближайшее время все станет на свои места. У “Беларусьфильма” новое руководство, и оно прилагает большие усилия, чтобы наш потенциал был раскрыт. Но путь этот непростой. Присутствует и человеческий фактор, и экономический, и много всего другого. Но спустя время, надеюсь, мы будем говорить и о полном метре, и о сериале, который делается в достаточно короткие сроки, и о качестве того и другого.


— Недавно “Беларусьфильм” объявил молодежный конкурс на создание сценария полнометражного анимационного фильма. Существует проблема с качественными сценариями?

— К сожалению, я только постфактум узнал об объявлении этого конкурса. Мне кажется, это плохая идея. Просто знаю, что происходит, когда конкурс объявляется среди любителей. Любители, в общем-то, и делают любительское кино. Министерство культуры уже объявляло подобные конкурсы, был в комиссиях, читал эти тексты. Один страшнее другого. Может, и не хватает сегодня качественных сценариев, но надо не объявлять конкурс среди любителей, а собрать тех людей, которые хотят стать драматургами, и обучать их. Мало того что существуют общие законы драматургии, в анимации есть свои нюансы — и технические, и технологические. К примеру, вы знаете, сколько нужно рисунков на 1 минуту мультфильма? От 4,5 тысячи! Когда делали “Приключения реактивного поросенка”, доходило до 8 тысяч. Человек, который пишет сценарий, должен понимать, что его историю будут рисовать конкретные люди, которым надо будет не только как-то все это реализовать, но и вложиться в достаточно жесткие сроки. Так что справиться с задачей написания сценария могут только профессионалы.

— К слову, о профессионалах. Активно ли сегодня молодежь идет работать на студию?

— С этим существует большая проблема. В этом году столкнулись с ней конкретно. Наши зарплаты несоизмеримы с тем, что могут предложить на частных, в том числе компьютерных студиях. Бывают и простои, когда сотрудники сидят 3—4 месяца без работы. Не все могут это выдержать, уходят. Но дело не только в деньгах. Есть люди, которые понимают, что, делая анимацию, они творят настоящее волшебство. И деньги для них не первостепенны, хотя их никто и не отменял. Проблема еще в том, что не все молодые люди сегодня способны усиленно трудиться. Ведь мало научиться просто рисовать, надо научиться работать. У нас работа сдельная — сколько сделал, столько получил. А работа сложная. Вот молодой человек и думает, зачем ему это, если можно выбрать место, где он приложит меньше усилий, но получит больше денег. Например, недавно в Минске открылась американская компания, которая делает учебные фильмы. Минимальная зарплата для художников у них 1200 долларов, у нас — в 5—6 раз меньше.

— Сегодня в тренде ручной труд: ценятся авторская мебель, дизайнерская одежда и так далее. В анимации та же ситуация?

— Рисованная анимация сейчас превалирует над 3D во всей Европе. На всех крупных международных кинофестивалях представлены исключительно рисованные мультики. Ручная работа действительно ценится. Ведь даже непрофессионал замечает на экране, нарисовано кино вручную или с помощью какой-то программы. У нас на студии используются в основном три техники: рисованная анимация, классическая перекладка и компьютерная перекладка. Но время от времени экспериментируем. Руслан Синкевич, например, сделал несколько очень интересных пластилиновых фильмов.

— Долгое время существовала проблема с показом наших мультфильмов. Их невозможно было увидеть ни на телеканалах, ни в кинотеатрах. Сегодня белорусские мультики видят?

— Не могу говорить обо всех, но мои работы видят точно. Потому что звонят, говорят об этом, благодарят. Мне приятно, я чувствую, что моя работа и творчество не просто так, это кому-то необходимо, кого-то интересует. Однако нам еще нужно научиться и рекламировать, и продавать, и показывать нашу продукцию. Благо удачных примеров много. Например, первую серию нового “Простоквашино” создатели сразу же выложили в интернет. Перед этим в течение нескольких месяцев делали информационные вбросы — кто будет озвучивать героев, как развивается скандал вокруг авторского права и так далее. В итоге первая серия за день собрала более 6 миллионов просмотров. То же можно было бы сделать и с “Тошкой” и попробовать заработать на этом. Но это прерогатива других людей. Я режиссер и исполнитель.

К сожалению, до сих пор к анимации сохраняется отношение, мол, мультики — это несерьезно, вот игровое кино — совсем другое дело. Но в США самые прибыльные и кассовые фильмы — анимационные. Их производство, конечно, обходится недешево, но прибыль они приносят в разы больше. Причем от проката фильмов компании получают лишь десятую часть дохода, остальное — от реализации сопутствующих товаров и услуг. Почему мы такого не делаем? У нас ведь есть классные белорусские герои. Они могли бы появиться на школьных тетрадках, рюкзаках, одежде... Технология продаж у нас, к сожалению, не совсем налажена. Новое руководство что-то делает в этом направлении. Вполне возможно, что вскоре будем получать дивиденды не только от мультфильмов, но и от сопутствующих товаров.

mila@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter