Календарь и традиции: 21 - 27 мая 2018 года

Ой, кумушки-голубушки, подружки мои

21 мая — Иоанн Богослов. Обычно в это время у нас сеяли корнеплоды: морковь, редьку, турнепс, брюкву, репу. При этом, соблюдая обрядность, женщины хватали себя за колено — чтобы плоды выросли такими же крепкими. У мужчин — своя забота: мыть, чистить лошадей, расчесывать им хвосты и гривы, щедро кормить, окуривать дымом прошлогодних купальских трав, чтобы уберечь от болезней и «свавольстваў» всякой нечисти. Короче, устраивали животным маленький праздник накануне долгого и тяжелого трудового сезона. Старались все — ведь даже небольшая проблема с конем приводила к большим сложностям в крестьянском хозяйстве.

Фото  ОЛЬГИ  пак

22 мая — Никола–вешний (теплый, летний). К святому Николаю отношение с давних времен существовало глубоко уважительное, благодарственное. «Мiкола — старая асоба» — защитник, помощник, мудрый советчик, в трудную минуту на него возлагались особые надежды. У восточных славян этот период получил название — Никольщина. Кстати, с Николы входил в силу запрет на употребление алкоголя — работы уже столько, что не до пития.

Погода также потихоньку стабилизируется, а то ведь «да Мiколы няма дабра нiколi». Только с Николы начинали стричь овец. И здесь посыл похожий: «да Мiколы не сей грэчкi i не стрыжы авечкi». Считалось также, если рожь «выплывает» к Николиному дню — намолот ожидается богатый.

24 мая отмечается память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

По этому дню судили о погоде на все предстоящее лето. Случится дождь — лето тоже ожидается мокрым, очень сухо — дожди будут редкими, аж до засухи. Лучше всего, конечно, если денек выдастся во всем умеренным.

26 мая — Лукерья–комарница. Считалось, Лукерья создает благоприятные условия для комаров.

27 мая — Троица (Семик, Семуха, Зеленец, Зеленые святки).

В традиционной народной обрядности Троица связана с появлением первых молодых листочков на деревьях. К так называемым культовым деревьям у нас относили прежде всего дуб (символ мужского начала), ясень и резной клен, особенно любимый на юго–западных территориях. «Женские» деревья — береза и липа. Веточки всех этих деревьев в праздник несли освящать в церковь, само помещение храма украшалось молодыми березками и первыми луговыми цветами. Пол посыпали нарезанными листьями аира, которые источают неповторимый аромат. Время между весной и летом называлось «пралецце».

Вообще, троицкий обрядный цикл исследователи называют в целом женским: главное место в нем принадлежит женщинам — взрослым и совсем юным. В том числе уделялось особое внимание выстраиванию взаимоотношений между ними. Этому посвящался обряд «кумления», когда девушки–подружки обменивались какими–то своими девичьими вещицами — лентами, поясками, бусами, косынками... Но «кумились» еще и с молодыми деревцами–тотемами. В роще выбирали два стоящих рядом деревца, сгибали и связывали их вершины в виде арки, под которой потом девушки проходили и пели специальные обрядовые песни. Так провозглашалось родство живой природы и человека. Ровно через неделю арку развязывали — иначе деревья обидятся. Взрослые женщины тоже отправлялись в рощу со своей обрядовой программой.

Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter