Ой,кто идет!

Штрихи к портрету приватизации Это только кажется, что в тихом Минске отсутствуют страсти, связанные с пресловутой "приватизацией", а точнее, дележкой собственности.
Штрихи к портрету приватизации

Это только кажется, что в тихом Минске отсутствуют страсти, связанные с пресловутой "приватизацией", а точнее, дележкой собственности. Бушуют страсти! Только подковерные, тихие. Переходят из рук в руки бывшие государственные магазины и рестораны, кафе и парикмахерские. Появляются собственники, наследники собственников. Одни кланы врукопашную идут на другие.

Есть, конечно, особенность. В отличие от России, где никто никого не боится и все решается кулаком, в Минске еще побаиваются Александра Григорьевича и поэтому бои проходят бесшумно. Время от времени, правда, дым и гарь от сражений выползают наружу.

В Высшем хозяйственном суде рассматривается довольно нашумевшее дело ОАО "Папараць-кветка". Тех, кто не знает, просветим. "Папараць-кветка" - один из самых популярных в Минске ресторанов. А началась история 2 года назад, когда одна из столовых, принадлежащих данному ОАО, была отдана в аренду ЗАО "Евростатус" (прошу обратить внимание на элегантное название!). В качестве платы арендатор обязывался погашать задолженности "Папараць-кветкi" перед Минскэнерго - а там нагорело будь здоров! Ударили по рукам, но "Евростатус" к выполнению обязательств приступать и не думал. Ситуация, конечно, невероятная, но, представьте, энергетики махнули на неплательщиков рукой! Почему? Это тоже факт для размышления, поскольку говорит об очень странной "избирательности" госорганизации - требовать долги с одних и прощать другим... Видимо, за красивые глаза. На фоне этого в "Папараць-кветке" произошло еще одно событие. В отношении генерального директора Антонины Кулаги было возбуждено уголовное дело. Почтальон, как известно, звонит дважды. Вдруг после двух лет молчания напомнили о себе энергосети и отвели 20 суток на погашение долга с одной стороны. С другой - видя неприятности Кулаги, трудовой коллектив совершенно опустил руки, и некогда фешенебельный ресторан рекордно быстро стал опускаться к уровню примитивной забегаловки. Назрел скандал, нужно было срочно искать спасительный выход. И он нашелся в виде того же "Евростатуса". Глава этого учреждения г-н Червяк имел хоть и небольшой пакет акций (6%), но в его руках был ключ к Минскэнерго. Его план был прост и доступен даже кухонным рабочим: он погашает задолженность (хотя обязан был это сделать еще давно!), а в благодарность за это становится генеральным директором...

С этим планом не согласилась продолжающая борьбу в рамках уголовного дела г-жа Кулага и путем сложных умозаключений нашла себе замену в лице Петра Кашко, человека опытного, в прошлом милицейского полковника. В итоге Петра Александровича пригласили на должность, а чтобы рассчитаться с энергетиками, он привлек к сотрудничеству НП ООО "Битларк".

- После долгих раздумий и расчетов мы перевели Минскэнерго 162 млн. руб., - рассказывает глава "Битларка" Николай Янковский. - За это по договору займа нам передали в собственность три небольших здания. Это магазин-кулинария N 5, пирожковый и овощной цехи, оцененные в 199 млн. руб. Но на разницу мы махнули рукой, так как в конечном итоге собирались эти здания вернуть ОАО "Папараць-кветка" и таким образом стать одним из его акционеров.

На том бы все и закончилось. Александр Червяк остался бы при своих процентах, а коллектив ОАО во главе с новым директором и вполне возможно, что при поддержке новых акционеров, работал бы себе и дальше. Петр Кашко оказался толковым руководителем и навел на предприятии порядок. Во время одной из проверок выяснились некоторые особенности арендных отношений между "Папараць-кветкай" и "Евростатусом", которые, кстати, сейчас и рассматривает Высший хозяйственный суд.

- В нашем экземпляре договора, - объясняет Петр Александрович, - значилось, что за каждый из 1.200 кв. метров арендуемой площади ЗАО "Евростатус" обязано было платить 5 долларов, что в общем составляет 6 тыс. долларов в месяц. А за два года аренды столовой набежали все 144 тыс. долларов. Но господин Червяк с нами так и не рассчитался.

Между тем "Папараць-кветка" два года кряду исправно платила налоги за несуществующий доход от аренды столовой, которая составляла 3 тысячи долларов в месяц. Когда об этом узнал коллектив, началось волнение. На первом же совместном заседании наблюдательного совета акционеров и трудового коллектива перед Петром Кашко было поставлено требование о привлечении г-жи Кулаги к ответственности за причиненный ущерб. В итоге всего Антонина Кулага тихо и грустно ушла на пенсию...

Все вздохнули с облегчением и принялись за основное дело - кормить и развлекать клиентов. Предприятие даже стало рентабельным.

(Окончание на 2-й стр.)

Вот, скажем, до прихода Петра Кашко средняя зарплата была всего 26 тыс. рублей, а за несколько месяцев новый генеральный смог ее увеличить без малого в 4 раза. 17 апреля 2001 г. собрание акционеров приняло решение о дополнительном выпуске акций ОАО "Папараць-кветка", чтобы, наконец, корректно оформить взаимоотношения с НП ООО "Битларк" и привлечь дополнительные деньги. Для развития.

Но к тому времени обрела второе дыхание сошедшая было с дистанции А.Кулага - уголовное дело было прекращено. После этого пенсионерка решила побороться за ускользнувшую было собственность и составила коалицию... с Александром Червяком.

(Окончание на 2-й стр.)

В таком объединенном составе они и выступили против дополнительного выпуска акций. Понятно, что это им было не по душе. Ведь с увеличением количества акционеров их доля в ОАО автоматически уменьшалась. В бой пошла семейная дружина - муж, дочь, племянник и зять Антонины Кулаги, а также брат Александра Червяка, которые в совокупности имеют более 26% (!) акций "Папараць-кветкi". Пока метрдотели, официанты, повара и кондитеры разинув рот взирали на эту сечу, события стали стремительно разворачиваться.

Вот, скажем, до прихода Петра Кашко средняя зарплата была всего 28 тыс. рублей, а за несколько месяцев новый генеральный смог ее увеличить без малого в 4 раза. 17 апреля 2001 г. собрание акционеров приняло решение о дополнительном выпуске акций ОАО "Папараць-кветка", чтобы, наконец, корректно оформить взаимоотношения с НП ООО "Битларк" и привлечь дополнительные деньги. Для развития.

Но к тому времени обрела второе дыхание сошедшая было с дистанции А.Кулага - уголовное дело было прекращено. После этого пенсионерка решила побороться за ускользнувшую было собственность и составила коалицию... с Александром Червяком. В таком объединенном составе они и выступили против дополнительного выпуска акций. Понятно, что это им было не по душе. Ведь с увеличением количества акционеров их доля в ОАО автоматически уменьшалась. В бой пошла семейная дружина - муж, дочь, племянник и зять Антонины Кулаги, а также брат Александра Червяка, которые в совокупности имеют более 26% (!) акций "Папараць-кветкi". Пока метрдотели, официанты, повара и кондитеры разинув рот взирали на эту сечу, события стали стремительно разворачиваться. Настойчивость объединенной семьи привела к внеочередному общему собранию. Дело продвинул Александр Червяк, которому "объединенные родственники" доверили быть их представителем на общем собрании акционеров. Между тем, по мнению тогдашнего Государственного комитета по ценным бумагам, полномочия на участие не дают права требования созыва внеочередного собрания. И все же собрание было проведено. И проводилось оно методом опроса, то есть заочно. Собственники ОАО разослали почтой бюллетени, в которых повесткой собрания, помимо других, стояли и такие вопросы

: 1. Досрочное прекращение полномочий членов наблюдательного совета акционерного общества.

2. Избрание нового состава наблюдательного совета.

3. Отмена решения о дополнительной эмиссии акций ОАО "Папараць-кветка", принятого решением собрания акционеров 17 апреля 2001 года.

Со дня отправки бюллетеней на размышление отводилось 40 дней.

- 14 сентября прошлого года, - рассказывает экс-председатель наблюдательного совета ОАО "Папараць-кветка" Ирина Дыленок, - не дожидаясь возврата бюллетеней по почте, Александр Червяк и его люди отправились за ними сами и, посещая акционеров на дому, провели с ними разъяснительную работу.

По этому поводу в "Папараць-кветке" много говорят о том, что нажим был весьма конкретным...

Так или иначе в голосовании принял участие 181 акционер из числящихся по реестру на 21 июля 2001 г. 470 человек. Точного списка держателей акций инициаторы созыва собрания знать не могли, ибо официально за реестром акционеров не обращались. Так утверждает УП "ЭСПАС", уполномоченное Центральным депозитарием Беларуси и имеющее право на составление реестра владельцев ценных бумаг ОАО "Папараць-кветка". Кроме того, часть акционеров утверждает, что бюллетени не получали и о проведении внеочередного общего собрания извещены не были. Тем не менее внеочередное собрание акционеров признали состоявшимся. Напомним, в нем участвовал 181 человек, обладающий 22.541 голосом. Немногим менее половины этих голосов принадлежало восьми акционерам, а именно А.Червяку, А.Кулаге и их родственникам.

Внеочередное общее собрание распустило старый и избрало новый состав наблюдательного совета, председателем которого поставили дочь недавно ушедшей было из стен "Папараць-кветкi" Антонины Кулаги. А генеральным директором вместо Петра Кашко избрали Александра Червяка.

А дальше все напоминало российские сценарии - вы их видели по телевидению. В тот же осенний день, 14 сентября, спустя три часа после как бы проведенного "внеочередного общего собрания" группа деятельных мужчин во главе с А.Червяком и неким майором милиции заняли помещение ОАО "Папараць-кветка".

- Нам, - вспоминает заместитель генерального директора Татьяна Корольчик, - объявили об увольнении Петра Кашко, который в это время был на больничном. Стали менять замки на дверях администрации. Потребовали выдать печати и документы, а также, чтобы работники администрации в течение 5 минут покинули свои рабочие места. В случае неповиновения к нам обещали применить силовые меры...

Итогом этой необычной для Беларуси общепитовской истории стала вереница судов, на которых выдворенные с предприятия пытаются доказать неправомочность внеочередного собрания от 14 сентября. А новое руководство "Папараць-кветкi" продолжает "зачистку" неугодных. Список уволенных весомо внушителен и продолжает расти.

Вывод: в Минске нет быковых и паш-цветомузык. Но тоже: куда ни кинь - всюду клан... Хоть и мелкого масштаба, но все равно с крепкими локтями и хорошим аппетитом. И если они, даже зная крутой нрав Александра Григорьевича, не стесняются, то легко представить, что было бы, получи они полную свободу действий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter