Отворите калитку в былое

Новый драматический театр приглашает на премьеру "Рождество"

Когда театр заново открывает имя талантливого драматурга — это всегда вызывает досаду. Прежде всего на собственную леность и нелюбопытство. Думаешь, сидя на каком–нибудь представлении в своей семейной ложе: «Как же так! Почему до этого ничего не слышал об авторе?» Приблизительно такие чувства пришлось испытать на премьере «Рождество» в Новом драматическом театре в постановке главного режиссера театра Сергея Куликовского. Этот мелодраматический «городской романс» поставлен по повести «Невдашечка Анюта» белорусского писателя Якуба Брайцева. Инсценировку написал Игорь Сонин.


Брайцев, родившийся в 1861 году в крестьянской семье в Климовичском уезде Могилевской губернии Российской империи, дорос то того в своей литературной карьере, что был принимаем Львом Толстым в Ясной Поляне. И Лев Николаевич талант автора, говорят, высоко ценил. К сожалению, из–за материальных затруднений не все сочинения Брайцева увидели свет вовремя. Полный сборник его произведений появился в Беларуси совсем недавно — в 2013 году. Может, в этом причина того, что имя это сегодня забыто.

«Рождество» получилось атмосферным, романтическим. Все здесь пронизано высоким штилем века девятнадцатого. Спектакль продолжает линию, начатую в театре постановками по пьесам «Гроза» Островского и «Три сестры» Чехова. Есть здесь и зарифмованная с Чеховым тема «В Москву! В Москву!». Именно в этот город отправляется главный герой Семен Ходорович и предает тем самым свою первую любовь. Художник–постановщик Мария Шуста и балетмейстер Марина Баранова, барышни, по всему видно, культурные и начитанные, проявили фантазию — создали для спектакля изысканное стилистическое обрамление. В режиссуре Сергея Куликовского нет ничего лишнего: актеры стараются работать в ансамбле, никто не выпадает из стиля, даже в игре Александра Гусева, исполняющего роль жениха Осипа Патковского — рука так и тянется написать незадачливого, находишь что–то теплое и живое. Гусев вносит яркую комедийную ноту. В том, как жених в возрасте пытается сосватать себе молодую девушку, видишь отголосок гоголевской «Женитьбы». Таким в «Жестоком романсе» был и сбежавший кассир Гуляев в исполнении Сергея Арцибашева. Наверное, хорошая мелодрама о первой любви непредставима без такого героя, который снижал бы весь заявленный романтический пафос.

В свои лучшие моменты, например, сцена на полянке, пение под гитару, спектакль напоминает постановки щепетильного к литературному первоисточнику режиссера Сергея Женовача. В «Рождестве» актеры Эрик Абрамович, Артем Пинчук, Екатерина Королева, Вадим Гайдуковский стараются убедить и зрителя, и друг друга в своих возвышенных намерениях. У кого–то получается более органично. Опытные мастера Наталья Капитонова, Валерий Глазков, Людмила Баталова проводят другую важную тему спектакля — отцов и детей. Режиссер смело монтирует сцены, особенно во втором действии они сменяют друг друга с кинематографической быстротой.

Премьера в Новом убедительно доказывает, что в XIX веке в Беларуси существовала своя талантливая городская проза. И когда же, как не сегодня, черпать в ней и новые сюжеты, и новые характеры. Они сделаны у Брайцева мастерски, в соответствии со всей существовавшей литературной традицией. Здесь нет никаких комплексов автора перед великими именами. Слышен свой голос и своя интонация — ее и попытались донести актеры.

Пусть все в итоге заканчивается не очень празднично, «Рождество» в этом смысле вряд ли назовешь жизнеутверждающей историей, побывать холодным зимним вечером на премьере — не худший вариант проведения культурного досуга. Не упустите шанс во всей полноте узнать, как люди жили где–то в провинции в девятнадцатом веке, как тонко чувствовали свой душевный разлад, и понять, что ничего, по большому счету, в этих чувствах с тех пор не изменилось.

Добрый зритель в 9–м ряду.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?