Дмитрий Мезенцев — о будущем Союзного государства в интервью телеканалу «Россия 24»

Ответ скептикам

Во вторник, 16 ноября, на телеканале «Россия 24» вышло большое интервью с Государственным секретарем Союзного государства. Чтобы его записать, съемочная группа во главе с журналистом Кириллом Вышинским приехала в Постоянный Комитет. О чем рассказал Дмитрий Мезенцев?

Съемочная группа телеканала приехала на интервью в Постоянный Комитет.
VESTI.RU

О подписании декрета на Высшем государственном совете

В начале беседы Дмитрий Мезенцев, отвечая на вопрос, о чем сложнее всего было договориться Беларуси и России при принятии союзных программ, отметил, что договориться все‑таки удалось, и это самое главное.

«Все выиграли, все, очевидно, выиграли», — заметил Государственный секретарь. При этом впереди предстоит большая работа, в том числе и по приведению необходимых документов в соответствие. Так, совместными усилиями необходимо доработать около 400 актов.

О ситуации с беженцами

Дмитрий Мезенцев особое внимание уделил ситуации на польской границе и заметил, что текущий конфликт и его разрешение — своего рода экзамен для Евросоюза: «Страдают реальные люди. И вот сейчас, в определенном смысле, это такой момент истины для европейцев: что стоят и что значат те гуманитарные формулы о защите прав человека, культурализма, готовности помочь и держать двери открытыми. Последние дни показывают: мало что значат... Вы видите, что белорусская сторона организовала питание, воду, пыталась как‑то их обогреть, но они же идут не в Беларусь, они идут не в Россию и даже не в Польшу. И в этом плане мне кажется, что более всего сдает экзамен на профессиональную, человеческую и гуманитарную зрелость сам Евросоюз».

Об интеграции

Говоря об интеграции, Дмитрий Мезенцев отметил, что «мы должны добиваться единых производственных цепочек». И обозначил преимущества сближения отраслей для белорусской и российской сторон: «Для десятков и сотен крупнейших предприятий Беларуси более отчетливо открывается российский рынок. Снимаются административные барьеры и запреты, формируется в рамках прикладной работы инженеров, техников единая инженерно‑конструкторская школа ради большей совместной конкурентоспособности наших товаров на внешних рынках. Да, европейский рынок огромный, важно сохранять там позиции [...] Но Европа — это не весь мир».

Также среди преимуществ интеграции Госсекретарь отметил социальную стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

«Беларусь во многом сохранила потенциал советского периода», — подчеркнул Дмитрий Мезенцев, приводя в пример продукцию минского завода МАЗ. В России ездят автобусы и электробусы этого концерна, на различных объектах эффективно работает строительная техника. И «по соотношению цены и качества это вполне успешная продукция».

Об экономиках

Госсекретарь объяснил, почему разговоры скептиков о том, что в результате подписания декрета одна экономика будет в рамках Союзного государства дотироваться другой, не имеют под собой обоснования: «Не бывает закрытых экономик в текущий момент ХХI века. Сколь бы ни были жестки санкции, все равно есть товарообмен, все равно есть объемы внешней торговли [...] И в этом плане сегодня мы просто делаем прочнее наши связи, расширяем их, делаем стабильными и уходим от многих споров в силу того, что у нас были разные стандарты, разные подходы».

О планах по созданию единой валюты

Отвечая на вопрос о едином рубле, Дмитрий Мезенцев ответил: «На этом этапе разговор о единой валюте не идет».

О суверенитете

Пресекая домыслы скептиков о том, что в ходе сближения с Россией Беларусь утратит свой суверенитет, Госсекретарь отметил, что «кроме улыбки» такие разговоры ничего больше не вызывают: «Вы же видите, что президент Путин очень отчетливо ведет линию в защиту модели многополярного мира. Российская модель многополярного мира не предусматривает попытку отъема какого бы то ни было суверенитета ни у кого. Ну уж тем более у нашего ближайшего союзника и братской Беларуси».

О Военной доктрине

Военная доктрина — одна из самых популярных тем в контексте союзного строительства. Что это — «ответ на вызовы сегодняшнего дня в военной сфере»? Дмитрий Мезенцев ответил и на этот вопрос: «Если говорить о том, почему это сделано именно сейчас, — во‑первых, это обновление Военной доктрины, которая действовала почти 20 лет. Реалии военно‑политической обстановки в регионе таковы, что это требует куда более плотного взаимодействия оборонных ведомств, это требует, безусловно, совместного анализа и обмена той информацией, которой располагают министерства обороны наших стран».
Что касается союзной символики, то, по словам Госсекретаря, это вряд ли будет животное: «Ищем символ из совместной истории»
О символике Союзного государства

Госсекретарь рассказал о том, что работа над созданием символики уже ведется в связи с поручением, озвученным в ходе заседания Высшего государственного совета 4 ноября. На просьбу журналиста хотя бы намекнуть, что это будет — животное или предмет, Дмитрий Мезенцев ответил: «Вряд ли это будет животное. Ищем символ из совместной истории. Может быть, не современной, а той, которая уводит нас в глубокие века».

Дарья Иванова

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter