Отступление за Босфор

Вчера так и не начались переговоры о вступлении Турции в Евросоюз
Вчера так и не начались переговоры о вступлении Турции в Евросоюз

«Турецкий тупик» — так уже обозначили ситуацию многочисленные наблюдатели. Переговоры с Турцией должны были начаться 3 октября в Люксембурге, однако против полноправного членства этой страны в европейском сообществе категорически выступила Австрия, предложив Анкаре лишь статус «привилегированного члена». Министры иностранных дел 25 стран ЕС не смогли договориться «по вопросу Турции».

В самой Турции на этот вопрос уже есть готовый ответ — многочисленные митинги с антиевропейскими лозунгами (на снимке). Парадоксально, но факт: всплеск националистических (читай — исламистских) выступлений произошел в стране, которая более 20 лет назад подала заявку на вступление в ЕС.

Надо сказать, что путь Анкары к европейской интеграции был и остается тернист: ей постоянно указывали на несоблюдение прав человека, особенно национальных меньшинств, слабое развитие экономики, кипрскую проблему и множество других обстоятельств. Но тем не менее отступать европейской дипломатии некуда — позади Босфора радикальный ислам. Как сказал Джек Стро, министр иностранных дел Великобритании, председательствующей сейчас в Евросоюзе, нежелание впускать Турцию в состав ЕС лишь увеличит «теологически–политический раздел» между христианскими и мусульманскими странами.

Если уж и говорить о тупике, то в него попала в первую очередь европейская бюрократия — та, что заседает в различных исполнительных органах и комиссиях. Еврочиновники впервые столь очевидно столкнулись с противоположным мнением самих же европейцев. Социологические исследования показывают, что лишь около 20 процентов граждан готовы видеть Турцию частью Евросоюза. Когда французы и голландцы говорили «нет» Европейской конституции на референдуме, они имели в виду в том числе и недопустимость приема в ЕС Турции. Простых граждан Западной Европы пугает 70–миллионная мусульманская страна, которая превратилась бы в крупнейшую страну Евросоюза... Ведь это означает миллионы турков, свободно перемещающихся от Босфора до Ла–Манша в качестве дешевой рабочей силы. Австрия устами своего министра иностранных дел как раз и озвучивает подобные страхи.

В случае одобрения приема Турции в Евросоюз популярность Еврокомиссии, и без того невысокая в широких массах европейцев, упала бы до нуля, а на карьере многих политических деятелей можно будет поставить жирный крест, считают многие аналитики. А потому с 3 октября европейским лидерам предстоит решать сложнейшую задачу: как не повернуть Турцию снова лицом к исламизму и в то же время не отпугнуть своих собственных избирателей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter