Откровенный диалог с обществом.

Нынешний год должен стать для медийной сферы Беларуси прорывным по всем направлениям.

Нынешний год должен стать для медийной сферы Беларуси прорывным по всем направлениям.

Кто владеет информацией, тот владеет миром – этот порядком заезженный афоризм не теряет своей актуальности и сегодня. На медийном рынке с каждым годом обостряется борьба за умы и финансы, и уклониться от нее означало бы проиграть без боя. Именно эта мысль проходила красной нитью через многие выступления участников вчерашнего заседания коллегии Министерства информации Беларуси, на котором были подведены итоги работы отрасли в 2011 году и определены ее перспективы.

Отрадно, что на коллегии высокую оценку получил начатый “Народной газетой” в мае прошлого года разговор о наиболее актуальных вопросах современности — прямая линия и онлайн-конференция заместителя премьер-министра Анатолия Тозика. Вице-премьер тогда заметил: “Быть более аналитичными — вот что я могу пожелать нашим газетам”. Именно в этом аспекте шел разговор на вчерашнем заседании коллегии министерства. “У меня иногда складывается впечатление, что мы порой весьма упрощаем нашего читателя, — отметил Анатолий Афанасьевич, обращаясь к работникам белорусских СМИ. — А я предпочел бы читать более аналитические и всесторонне поданные материалы, вывод из которых не столь очевиден”.
Между тем государственным СМИ приходится конкурировать с мощным пластом негосударственной медийной информации, распространяемой через интернет. “И если телевидению интернет-ресурсы еще уступают в популярности, то с газетами они уже идут вровень, а популярность радиостанций даже опережают, — констатировал министр информации Олег Пролесковский. — Поэтому национальным массмедиа следует активно и даже агрессивно продвигать свою информационную продукцию в массы, иного выхода попросту нет”.
Пока же дела в этом отношении обстоят не всегда должным образом, посетовал министр. В качестве примера он привел ситуацию с переходом Беларуси к 2015 году на цифровой формат телевидения. “Сегодня “цифра” доступна уже на 95 процентах белорусской территории, однако ее услугами сегодня пользуется лишь несколько процентов семей, — отметил Олег Витольдович. — А социологические опросы показывают, что треть населения вообще не знает о предстоящей в 2015 году информационно-технической революции. Думаю, нам необходимо совместно с Министерством связи и информатизации предметно обсудить вопрос повышения осведомленности наших граждан”.
Тем более что база для этого в стране создана. “По состоянию на
1 февраля 2012 года в Беларуси зарегистрировано 1400 печатных СМИ, в том числе 405 государственных и 995 негосударственных. А также 243 электронных СМИ (170 государственных и 73 негосударственных), — сообщил министр. — Это лучшим образом иллюстрирует беспочвенность обвинений так называемой “пятой колонны”, заявляющей о монополизации средств массовой информации в Беларуси. Кстати, из зарегистрированных в прошлом году 102 новых СМИ государственных оказалось только 19”.
Как известно, 2012-й объявлен Годом книги, и для Министерства информации он должен стать прорывным по всем направлениям. Олег Пролесковский напомнил, что в Беларуси впервые разработан и внесен в парламент проект закона об издательском деле. Кроме того, для упорядочения гонорарной политики разработан проект постановления о минимальных ставках авторского вознаграждения. Наконец, в работе находится проект указа Президента о господдержке книгоиздания и книгораспространения, который будет приведен в соответствие с законодательством Таможенного союза. Как подчеркнул министр, в 2011 году в нашей стране было издано более 11 тысяч наименований книг и брошюр общим тиражом свыше 34 млн экземпляров. “Несмотря на мировую тенденцию сокращения объемов книгоиздания на бумажных носителях, по количеству выпущенных книг в расчете на душу населения Беларусь лишь немногим отстает от России и значительно опережает Украину, — пояснил он. — В нынешнем году мы должны активно начать торговать своей книгой на территории России и Казахстана”.
В ходе конструктивного разговора на итоговой коллегии был затронут широкий спектр тем, волнующих как работников информационной и полиграфической отраслей, так и общество в целом. В частности, директором торгового РУП “Гомельоблсоюзпечать” Василием Кулыбой был озвучен характерный факт: для решения вопроса об открытии газетного киоска необходимы многомесячные согласования и уплата в общей сложности около 30 млн рублей всевозможных платежей — при том что сам киоск стоит порядка 70 млн. “С позиций как здравого смысла, так и государственных интересов это просто абсурдно”, — заключил заместитель премьер-министра Анатолий Тозик, вызвав аплодисменты в зале. И пообещал на этом примере рассмотреть вопрос дальнейшей дебюрократизации госаппарата  в целом, включая аппарат Совета Министров.
“Государственные СМИ — это тот ресурс, которым государство стремится обеспечить понимание своей политики в обществе, — резюмировал вице-премьер. — И поэтому вам надлежит не просто держать планку, а, выражаясь фигурально, тянуть своего читателя, как и все общество, вверх. А это всегда сложнее, нежели вниз”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter