Табань!
В экстремальный сплав я отправился вместе с ребятами из БРСМ Октябрьского района Минска.
– Выходные стараемся проводить активно: играли в боулинг, пробовали лазертаг, а в этот раз решили сплавиться на байдарках, – сагитировала меня первый секретарь районного комитета Анастасия Насута.
Сказано – сделано. Тридцать молодых работников Белорусской железной дороги, Минской региональной таможни, ОАО «Интеграл», УП «Зеленстрой» и других столичных предприятий и организаций на автобусах подъехали к берегу Ислочи.
Тишина, чистый воздух, березки, вязы, тополя, анютины глазки. Красота-то какая! Лепота!
Сложили рюкзаки, переоделись, подкрепились приготовленной на костре рисовой кашей с изюмом. Инструктор Антон Зятьков перечислил основные правила:
чтобы повернуть влево, надо грести правой рукой, и наоборот;
чтобы байдарка остановилась или дала задний ход, надо табанить – грести назад;
если надо развернуть лодку, тот, кто находится у кормы байдарки, табанит, а второй член команды гребет вперед.
– И запомните последнее правило, – сказал Антон, – плывут щепки, а на байдарках ходят.
Подводные камни
Мы надели спасательные жилеты и разбились по командам. Мне досталась двухместная байдарка. На место капитана сел мой напарник и тезка Артем Пывин, инженер Моторвагонного депо:
– Я уже не раз ходил и на лодке, и на байдарке, так что подскажу, если надо.
– Ну, поплыли! То есть пошли!
Я снял кроссовки, чтобы не намочить. Мы по очереди залезли в судно. Это только по телевизору спортсмены сразу слаженно работают веслами. У меня первые гребки вышли никудышными.
– Ты шлепаешь, а весло должно соприкасаться с водой под прямым углом, – подсказал Артем.
Байдарка пошла быстрее, только когда греб, на меня от моего же весла летели брызги.
– Это нормально, посмотри, я сам уже мокрый, – успокоил Артем.
Я оглянулся – и вправду. Но лучше бы не оборачивался – байдарка врезалась в сваленное в воду дерево. Пришлось выбираться. Табаним и идем дальше. Пока не врезаемся в камень, который прятался в воде.
– Вот они, подводные камни, – пошутил Артем.
Достал до дна
За полчаса путешествия с управлением разобрался. Озираюсь по сторонам. Красотища! Солнце блестит на водной глади. Водомерки снуют возле омутов. Так вот кто там водится! Летают бабочки и стрекозы. Над водой свисают ивы и ольха. Пригибаемся, чтобы не задеть ласточкины гнезда.
И вот он, первый вираж. Вписываемся в него и падаем с полуметровой высоты. Порог! Ощущения, как будто на санках съехал с высокой горки. Но расслабляться некогда. С каждым метром количество деревьев и коряг, торчащих из воды, становится все больше, повороты все круче, и вот совсем неожиданно настигает опасность – в метре от берега сели на мель.
– Нам только перевернуться осталось, – улыбается Артем.
Он это, конечно, зря. На первом «пит-стопе» выбираюсь из байдарки, она опрокидывается, и я ныряю под воду с головой. Мелко. Отталкиваюсь ото дна и выныриваю с тяжелой одышкой, все еще паникуя.
– Все нормально? – спрашивает капитан.
Я молча посмотрел на перевернувшуюся байдарку. Рядом плавали бутылки с квасом и мои кроссовки. Это был тот случай, когда взгляд лучше тысячи слов.
Делать нечего. Достали байдарку из воды, слили воду и пошли дальше. Позади два с половиной часа и восемь километров пути.
Суши весла
Вторая часть сплава прошла спокойнее. Байдарку гнало по течению. Мы сидели и наслаждались видами, старались не пропустить ни одной интересной детали – вот бежит родник, вот огромные лопухи, а это трансформаторная будка. Наконец прямо по ходу увидели большую вывеску «деревня Боровиковщина». Это и был конечный пункт.
Сошли на берег. По телу разлилась приятная усталость. Что было дальше? Костер, шашлыки, футбол, песни под гитару, ночевка в палатке. Но это уже совсем другая история.
Как впечатления?
Ирина Ляхнович, Белорусская железная дорога:
– Все прошло замечательно! Отзывчивые инструкторы, питание, сплав – все было на высоте. Волнующий первый вираж, когда проходили порог. Конечно, по пути врезались в деревья и коряги, но главное – ни разу не перевернулись.
Алексей Мелешко, ОАО «Белсантех-монтаж-2»:
– Сплавлялся не единожды, но впервые попался такой интересный и сложный маршрут. Наша байдарка переворачивалась два раза – из-за течения сносило в нависающее над водой дерево. Еще запомнился конкурс патриотической песни. Наша организация в нем победила. Исполняли «Десятый наш десантный батальон».
Кстати
Взять байдарку напрокат на выходные стоит от 400 тысяч до 1,5 миллиона рублей. Поинтересуйтесь, входит ли в цену доставка байдарки к реке, иначе придется везти самим.
Советы начинающим:
нанесите на тело крем для загара;
оставьте на берегу мобильный телефон и фотоаппарат;
не стремитесь обгонять, это не университетская регата Оксфорда и Кембриджа;
наденьте спасательные жилеты.
Фото Анастасии Насуты, Елены Коротких и Ольги Новик