Директор Департамента по туризму Минспорта и туризма — о новых объектах и развитии сферы гостеприимства

Отдыхать дома — модно

Высокий сезон в туризме на низком старте. Впрочем, судя по активности игроков индустрии гостеприимства, он обещает быть жарким: в регионах вовсю готовятся побороться за внимание путешественников — в первую очередь белорусских. Ведь внутренний туризм в последние годы растет довольно бодро и многообещающе. Какие новые любопытные варианты времяпрепровождения и отдыха появились в стране? Изменились ли предпочтения наших граждан? Не перебьют ли развитие внутреннего туризма растущий турпоток из России и восстанавливающийся интерес к морским путешествиям? Об этом и многом другом корреспондент «Р» побеседовала с директором Департамента по туризму Минспорта и туризма Ириной Воронович.

фото алексея бибикова.

Туристу на заметку и для вдохновения

— Ирина Николаевна, как к турсезону готовится отрасль?

— Все готовятся довольно бодро. Мы это видим, например, по числу участников республиканской акции «Вандруй. Адчуй. Натхняйся». В 2023-м она проходит уже во второй раз, с 5 по 11 июня. Гостей ждут более чем в 900 объектах — это практически вдвое больше, чем год назад. Список размещен на сайте Национального агентства по туризму. В перечне указана информация о том, в какие дни что предлагается для посетителей в рамках акции. Например, скидки на проживание или определенные услуги, бесплатное посещение, экскурсии, дегустации… Вариантов действительно множество. Потому что участвуют музеи, театры, исторические и спортивные объекты, санатории, соборы и костелы, гостиницы, агроусадьбы, заповедники, лесхозы, промышленные предприятия, рестораны… Вызывает уважение и заинтересованность библиотек и вне­школьных учреждений, на базах которых состоятся анимационные программы, квесты, специально ориентированные на школьников во время каникул. По сути, представлены разные виды туризма. Больше всего участников из Витебской области — 240.

Мы попытались, с одной стороны, напомнить белорусам в начале турсезона о возможностях отдыха в своей стране. С другой — подсказать, куда можно отправиться. Раньше такие маячки расставляли «Фест экскурсоводов», который во время пандемии пришлось свернуть, и дни открытых дверей в агроусадьбах: в это время они больше старались работать индивидуально с каждым. И в эти же годы, на волне подъема интереса к отдыху внутри страны, стали получать вопросы от граждан о том, куда поехать и что посмотреть. Так что акция — своеобразный ответ на запрос общества. Путешественники могут выбрать понравившиеся из списка объекты и посетить их, чтобы присмотреться, прицениться, заключить договор. Только просим заранее связаться с участниками и преду­предить их о своем визите, чтобы те смогли подготовиться к наплыву гостей, распределить свои силы. Ожидаем большого внимания со стороны белорусов и иностранцев.


— Что интересного предлагается в этом сезоне путешественникам?

— Из недавних впечатляющих новинок я бы выделила усадьбу Булгаков в Жиличах. Ее еще называют шляхетским дворцом Булгаков, вторым Несвижем, жемчужиной Могилевщины. Дворцу почти 200 лет, пережил две мировые войны, а совсем недавно закончились реставрационные работы. Архитектура здания — в классических традициях XIX века. Восстановлено и внутреннее убранство, которое удивляет богатством декоративного оформления. Вокруг комплекса большой парк, где можно прогуляться в жаркую погоду.

Туристической жемчужиной Гродненщины можно считать отреставрированный и открывшийся в мае дворцово-парковый комплекс магнатского рода Воловичей в Святске. Для туристов возведенный в стиле раннего классицизма комплекс XVIII века интересен наличием инфраструктуры: комфортабельные номера для размещения 58 человек, SPA-центр, ресторан, пивоварня, залы для проведения выставок, конференций и презентаций. Красивейшая благоустроенная территория вокруг, с прудами и водопропускными сооружениями.

Брестская область гордится памятником неоготической архитектуры XIX века в Коссово — дворцом графов Пусловских. Он поражает своей красотой и привлекает все больше и больше путешественников. Это своеобразный замок с 12 башнями, каждая из которых символизирует месяц года. Стоит также посетить Ружанский дворцовый комплекс рода Сапег. Его называют белорусским Версалем. Впечатляет полностью восстановленная въездная брама и два флигеля рядом с ней, в одном из них находится музей, который тоже интересен для посещения.

Кроме того, в ряде регионов уже завершена работа над пилотными проектами. Напомним, каждая область и Минск выбрали для себя приоритетные темы для развития туристических кластеров. Масштаб и сроки исполнения тоже разные. Остановлюсь на некоторых. Так, в Гомельской области в 2022-м завершен проект «Патриотический импульс». И уже есть хорошие результаты: за прошлый год объекты пилотного проекта посетило 69 669 экскурсантов, проведено 2683 организованных экскурсий. Работы над проектом Витебской области «Васильковый край» заканчиваются в 2023-м. Уже подготовлено и размещено в городском и районном пространстве на объектах и достопримечательностях 67 единиц цифрового контента QR-кодов «Васильковый гид», установлены элементы навигации. Разработано более 30 квестов, экскурсий и туров выходного дня. Например, в Лепельском районе разработан квест «Музейный обзор», квест для детей «Радостные открытия» и другие. Также определено свыше 50 геолокаций селфи-мест, изготовлено более 30 видов сувенирной продукции с тематикой проекта, работают в регионе над созданием мобильных приложений. Некоторые под названием «Мой город» уже действуют в Браславском, Глубокском, Лепельском, Оршанском и Полоцком районах. В каждом мобильном приложении планируется вкладка «Васильковый край — LIFE». Реализация туристско-эколого-рекреационного кластера «Чигиринка» в Могилевской области рассчитана до 2025 года. На берегу Чигиринского водохранилища уже определена новая зона отдыха — возле деревни Подлужье, благоустройство которой позволит туристам проводить время там этим летом.

Какой спорт без отдыха

— Одно из ярких событий сезона — II Игры стран СНГ в августе. Несмотря на то что событие спортивное, мест для включения туризма предполагается много. Что ждет болельщиков?

— Опыт проведения крупных спортивных мероприятий показывает, что болельщикам в свободное время интересно узнать как можно больше о стране и городах, где проходят соревнования. Поэтому мы постарались продумать разные турпакеты, учитывая то, что форум состоится в 11 городах. За каждой областью закреплен свой туроператор, который подготовил разные варианты времяпрепровождения — на один, два, четыре и восемь дней. Длительные турпакеты разработаны, что называется, под ключ. Там предусмотрены готовые варианты проживания, передвижения, посещения достопримечательностей, чтобы белорусы и гости страны лучше узнали города Игр, составили хорошее впечатление о Беларуси. Информацию о туроператорах и их предложениях можно найти на сайте Нацагентства по туризму в разделе «II Игры стран СНГ». Ждем большого интереса со стороны наших граждан и иностранцев.

Что посмотреть и кого послушать

— Что, по вашим наблюдениям, в топе спроса у белорусов? Какие виды отдыха они предпочитают?

— Я бы сказала, что в предпочтениях наших туристов особых изменений не произошло. Так, по-прежнему популярны санатории, базы отдыха, агроусадьбы, посещение природных комплексов — заповедников, заказников, нацпарков, болот. Свое плечо в развитии экологического туризма подставляют охотхозяйства лесхозов, которые тоже заинтересованы в привлечении гостей. Развивается активный туризм — в частности, в тренде сплавы на байдарках. Вообще же отдых на воде или около нее набирает обороты. Как и желание выехать на природу с палаткой. Кроме того, все чаще белорусы выезжают в выходные дни как в крупные города, так и знакомятся с небольшими райцентрами. Идет вверх спрос на промышленные экскурсии — все больше предприятий открывают свои двери, укрупняют отделы работы с туристами, потому что такие туры весьма востребованы сегодня.
Если посмотреть в целом по классификатору туризма, насчитывается более 20 видов, и по каждому мы видим стабильный рост интереса.
— Вы упомянули, что белорусы все активнее едут в маленькие города. А везде ли есть экскурсоводы?

— Наша цель — иметь хотя бы по одному экскурсоводу в каждом райцентре. На сегодня подготовленные специалисты есть в 91 районе из 118. Но это не значит, что в других их нет. Во-первых, эта информация — по прописке. Так, есть аттестованные экскурсоводы, проживающие по факту в других, соседних городах. Сейчас у нас в стране аттестовано 1039 экскурсоводов и 209 гидов-переводчиков. Их ряды с начала года пополнились 52 и тремя новыми именами соответственно. Сведения обо всех, специализацию, контакты можно найти в специальном реестре на сайте Национального агентства по туризму. Обращаю на это внимание индивидуальных путешественников, потому как по законодательству с 2023-го работать без аттестации экскурсоводам запрещено. Как-никак от их подачи и внешнего вида во многом зависит восприятие определенного места и страны. Поэтому мы проводим аттестацию и аудиогидов, которые особенно выручают индивидуальных туристов.

При этом отмечу, что уже в конце апреля мы выполнили годовой план по аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков. Но работу эту продолжаем, идем по графику. Согласно ему раз в две недели выезжаем в определенный областной центр, проводим тестирование на знание азов профессии и истории, прослушиваем текст маршрута. Видим заинтересованность в получении новой профессии у молодежи, расширении своих возможностей у уже опытных специалистов в регионах. Особенно из тех районов, где пройдут II Игры стран СНГ. В целом же активнее всего за подтверждением своих знаний к нам обращаются специалисты и новички в профессии из областных центров, стремящиеся больше рассказывать об этих крупных городах, по Миру и Несвижу, Коссово и Ружанам. А также желающие проводить экскурсии по экомаршрутам, например в споровском заказнике по краю вертлявой камышовки, в ландшафтном заказнике «Озеры». Заметно активнее стали проявлять себя жители Браславского, Верхнедвинского, Глубокского, Миорского, Поставского, Шарковщинского районов, входящих в новую госпрограмму развития Поозерья. В этих регионах аттестованы экскурсоводы для оказания туруслуг. Ждем желающих попробовать себя в этой профессии из Россонского района. Какие темы берутся освещать? Об истории местности, экологической составляющей. Появился тренд на региональные маршруты, связанные с малой родиной и новыми туробъектами, например по маршруту Бобруйск — Жиличи. Без спроса не было бы и такого интереса. Всего же с января по май у нас аттестовалось 77 экскурсоводов и один гид-переводчик по новым темам — это те, кто имеет опыт и решил далее развивать свои профессиональные навыки.

Отпуск требует действий

— А достаточно ли белорусы знают о возможностях отдыха внутри страны?

— Мы видим, что интерес к поездкам по стране растет у разных групп населения, есть запрос на доступные данные по направлениям. Например, достаточно активна молодежь, люди среднего возраста. Для них мы даем много информации в телеграм-канале Нацагентства по туризму, TikTok, других соцсетях. Кроме того, существует годовой календарь событий, который также можно найти на сайте Нацагентства и основные мероприятия из которого мы анонсируем еженедельно. Много материалов, новостей и сюжетов о развитии каждого вида туризма, об открытии новых объектов и маршрутов идет в СМИ. Для удобства населения и гостей, популяризации путешествий в регионах создаются туристско-информационные центры. Там можно найти необходимые сведения о районе, варианты маршрутов и отдыха, контакты местных турфирм, экскурсоводов.

При этом мы понимаем, что прививать желание путешествовать по своей стране нужно с детства. Поэтому разработали турмаршруты в привязке к школьной программе. И призываем подключаться к познанию своего края и страны родителей.

— Среди причин, которые все еще мешают соотечественникам отправиться в путешествие по стране, часто звучат вопросы логистики, стоимости посещения объектов и их занятости. Что ответите на эти замечания?

— Во-первых, при планировании индивидуальных поездок можно обратиться к маршрутизатору на сайте Нацагентства по туризму. Там, например, можно задать места, а система подскажет, как добраться. При этом все активнее путешествуют белорусы на своем авто или в составе организованных групп — не всегда больших. На фоне пандемии турфирмы стали гибче, готовы подстраиваться под запросы клиентов, охотнее работают с малочисленными группами. Надо сказать, что все больше людей намерены платить за готовую программу, когда за них все продумали, за комфорт даже в небольшом путешествии. Потому что некоторых планирование отдыха уже утомляет.

Во-вторых, многие, к сожалению, недооценивают свою страну. Для них потратить, предположим, 3 тысячи условных единиц в эквиваленте на недельный отдых в Египте или Турции на семью не жалко. Но режет глаз стоимость отдыха, скажем, в санаториях или агроусадьбах, которую формируют, опираясь на спрос, ситуацию на рынке, конкуренцию и собственные затраты. Знаете, есть такое выражение: прежде чем путешествовать по миру, надо узнать свою страну. У нас долгие годы было наоборот. Понятно, что турист в первую очередь ищет впечатлений в среде, отличной от привычной ему, и морские курорты нам не заменить. И не надо — мы предлагаем дополнить и разнообразить отпуск: пусть в нем будет место и морю, и SPA-процедурам, и отдыху на природе. Важно иметь возможность выезжать за границу, чтобы было с чем сравнить работу той же туротрасли, сформировать представление о жизни в другой стране. Заметила, что после международных поездок свою родину любишь еще сильнее, по-другому относишься к ее турпотенциалу и тратам.

Что касается занятости объектов размещения, то пора привыкать бронировать приглянувшиеся места заранее. Надо понимать, что соотечественники становятся более активными, не сидят дома, как и иностранцы. Порой приходится слышать недовольство, мол, много их едет к нам. Но ведь это правильно и хорошо! Давайте смотреть на ситуацию иначе: иностранные туристы вливают деньги в экономику. Часть средств оседает в регионах, их тратят в том числе на улучшение инфраструктуры — строят дороги, ремонтируют гостиницы, открывают новые кафе. В выигрыше остается в конечном счете наше население.  

С широко открытыми дверями

— Гостей из каких стран ждем в этом сезоне у нас?

— В первую очередь из России. Мы видим, что достаточно активны регионы нашей соседки, особенно те, с которыми есть авиасообщение. При этом развиваем взаимодействие практически со всеми. Только на прошедшей турвыставке охватили более 30 российских субъектов. Проводится и предстоит много встреч как у нас, так и у партнеров, запланировано много рекламных туров со стороны и белорусов, и россиян. Это должно дать хороший результат. И уже дает, мы видим это по заполняемости, глубине продаж, например, в тех же отелях. Еще год назад они сетовали, что живут от недели к неделе. Сейчас же многие отмечают бронирования минимум на три месяца вперед. При наличии одного российского турпотока — постоянного и растущего — в 2023-м можно не переживать за выполнение экспорта туруслуг.

Кроме этого, едут к нам по безвизовому режиму из Латвии, Литвы и Польши. По отзывам санаториев слышим, что постоянные клиенты из Евросоюза доезжают в полюбившиеся места, несмотря на трудности. Ждем, что откроется Китай. Радуемся гостям из стран Персидского залива. Приветствуем активных туристов из стран СНГ, Молдовы, Израиля и Грузии.


— Как обстоят дела в выездном туризме?

— Сегодня для белорусов широко представлены шесть выездных направлений — это Турция, Египет, Грузия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Россия. При этом, судя по заявленному количеству чартерных рейсов на сезон, Турция заметно лидирует, несмотря на подросшую стоимость туров и долгий перелет. А значит, белорусы платежеспособны, присутствует большой отложенный спрос на морской отдых. Перетянуть внимание стараются восточные соседи, предлагая свои курорты и круизный туризм.  

— На фоне роста спроса на выездной туризм интерес к внутреннему спадет?

— Опасений по этому поводу однозначно нет. Уверена, что за последние годы нам удалось обратить внимание белорусов на отдых внутри страны, заинтересовать их проводить время в путешествиях — длительных и коротких, открывать для себя Родину. Если хотите, сделали это модным. Если бы не было спроса, не появлялось бы такое количество передач о туризме, блогов. Мы со своей стороны уделяли и продолжим уделять большое внимание инфраструктуре, развитию каждого турнаправления.

druk@sb.by

Фото из архива «СБ».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter