Как предприятию не угодить в долговую ловушку

Отдать должное

Любое предприятие стремится как можно выгоднее продать свою продукцию на внешних рынках. Но на практике часто случается так, что товар экспортеры отгрузили, а деньги за него получают спустя долгое время либо не получают вообще. В итоге страдает не только конкретное производство, но и экономика в целом. О том, как избежать подобных ловушек, рассказала управляющий партнер международной юридической компании COBALT Дарья Жук.



— В последнее время в стране отмечается стремительный рост дебиторской задолженности. По статистике, в прошлом году этот показатель превысил 200 триллионов рублей. В чем причина такого явления и в каких сферах проблема стоит наиболее остро?

— Действительно, в 2015 году дебиторская задолженность впервые превысила кредиторскую в 1,5—2 раза. Такая картина наиболее характерна для строительства, промышленности и оптовой торговли. Рост неплатежей также наблюдается в сфере логистики и перевозок. Это стало следствием регионального кризиса, который коснулся и нас. Наша страна ориентирована в основном на российский рынок сбыта, оттуда пошла основная волна неплатежей, что негативно сказалось на наших компаниях. Коммерческие банки в силу роста проблемных активов жестко ограничили кредитование. Если раньше при нехватке оборотных средств предприятия обращались за кредитными ресурсами, сейчас такой возможности у них нет.

Внутренняя же причина роста “дебиторки” в том, что многие наши хозяйствующие субъекты неумело управляют своими активами. Сегодня менеджмент компаний ориентирован в основном на продажу своей продукции, на поиск нового покупателя и зачастую не задумывается, что собой представляет клиент. Перед тем как заключать контракт, опытный управленец обязательно мониторит своего контрагента, чтобы понять, насколько он платежеспособен, какая у него репутация на рынке и так далее.

— В президентском Указе № 78 поставлена четкая задача: в течение этого года сократить просроченную внешнюю дебиторскую задолженность не менее чем на 100 миллионов долларов. Директорат задумчиво почесывает затылки в поисках оптимальных вариантов решения этой задачи. Бывший первый заместитель директора Могилевского вагоностроительного завода прошлой осенью отпустил продукцию одному из предприятий в России без предоплаты, которая была прописана по договору. В итоге против него возбудили уголовное дело. В такую же историю попал бывший гендиректор Климовичского ликеро-водочного завода. Насколько обязательно и эффективно с точки зрения конечного результата заключение договоров о предварительной оплате?

— Стопроцентная предоплата, несомненно, действенный способ предотвращения дебиторской задолженности. Но прибегнуть к нему не всегда возможно. Поэтому есть смысл рассмотреть иные варианты. Например, включение в договор условий об обеспечительных мерах в виде залога, поручительства. В ситуации с дебиторской задолженностью хорошо себя зарекомендовали такие неденежные механизмы урегулирования долга, как зачет, бартер, перевод долга.


— Как же предприятиям максимально заработать на экспорте и при этом не попасть впросак, оказавшись без товара и без денег? Ведь нередко получается так, что за продажи и взыскание задолженности в одной организации отвечают разные подразделения. Например, коммерческая служба мотивирована как можно больше продать и ради этого готова идти на уступки партнеру. А бухгалтерия заинтересована как можно быстрее получить деньги...

— Безусловно, необходимы комплексный подход и слаженная работа всех структур по организации сбытовой политики. Руководству компании следует гибко использовать новые методы работы с дебиторами. Во-первых, на стадии согласования контракта необходимо проводить юридическую проверку контрагента по публичным базам данных. Во-вторых, правильно составлять договор.

Отдельно хочу отметить такой способ работы с дебиторской задолженностью, как медиация. Ее цель — урегулировать спор путем выработки взаимоприемлемого соглашения для обеих сторон, что позволяет сохранить в дальнейшем партнерские отношения. Кстати, около 90 процентов медиативных соглашений сегодня исполняется добровольно, тогда как в суде лишь около 15 процентов.

— Что, на ваш взгляд, можно позаимствовать для решения проблемы из мирового опыта?


— Западные компании, как правило, не попадают в такие ситуации, поскольку у них контроль за дебиторской задолженностью начинается еще до подписания контракта. Кроме того, в некоторых странах существуют специальные организации — кредитные ассоциации или информационные агентства, которые занимаются сбором и предоставлением информации о кредитоспособности предприятий. Если же задолженность все-таки возникла, пострадавшие обращаются в суд крайне редко, предпочитая использовать другие инструменты. Это и коллекторство, когда долги свободно продаются на рынке, и вхождение в акционерный капитал компании-должника, та же медиация и множество других способов.


Благодарите ли за оказанную вам услугу?


Об этом гомельчан спросил корреспондент “НГ” Станислав Галковский.

Елена Чернобаева, заместитель редактора газеты “Советский район”:

— Обычно говорю спасибо. Но в долгу оставаться не люблю, поэтому редко прошу кого-то об услуге. Но если такое случится и потом этому человеку тоже что-то будет нужно, приду на помощь. Конечно, по мере сил. Услуга должна быть от души, тогда на нее отвечаешь с удовольствием. Не терплю навязчивость. Не люблю обязательных ответных услуг.

Кира Полевая, преподаватель английского языка:

— Не думаю, что кто-то, оказывая услугу, непременно ждет чего-либо взамен, но считаю это хорошим тоном. Мы все кому-то оказываем услуги, пусть это носит название “помощь”. Помогать бескорыстно — это важная часть жизни человека.

Ксения Ивкина, домохозяйка:

— Есть два вида услуг: от близких людей и за деньги. Про близких все понятно. А вот остальные услуги должны оплачиваться. Я готова платить за качество. Но если плохая работа, надо переделать. Один из моих принципов: качественная услуга не бывает дешевой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter