Отчий долг

Об алиментщиках

Как известно, отцы бывают настоящими или биологическими. О первых я сегодня писать не буду. Мои антигерои — папы биологические, которые своих сыновей и дочек видят в лучшем случае на Новый год и в день рождения. А в остальное время их общение сводится к пересылке алиментов. Конечно, и порядочные мужчины в силу разных причин не воспитывают своих отпрысков. Но деньгами они помогают, стараются, чтобы их дети были накормлены, одеты. Но, к стыду нашего общества, немало и тех, кто получив в паспорте штамп о разводе и выйдя за порог ЗАГСа, тут же списывает в прошлое и супругу, и общих детей. Но если выражение «бывшая жена» не вызывает удивления, то как понять, что такое «бывшие дети»? Ладно, если отцы не навещают своих отпрысков, хотя такое поведение сложно признать нормальным, но как объяснить «забывчивость», когда речь идет об уплате алиментов?


Каких только оправданий судебные исполнители не наслушались от отцов–неплательщиков: потерял работу, задержали зарплату, купил телевизор, одолжил заначку другу, а он пока не вернул, разбил машину — все накопления до копейки ушли на ремонт, пропил...


В двух минских судах, куда я обратилась, находится примерно по 300 дел в отношении таких вот папаш. По стране счет идет на тысячи. Как же заставить горе–отцов выполнять свой долг?


Любопытное средство решили испробовать в России. Эксперимент проводится в Ленинградской области. С помощью военкоматов должников призывают на плановые военные сборы. Они выполняют работы, а государство оплачивает их. Деньги, понятно, направляются в покинутые отцами семьи. Причем права отказаться от предложенной работы у «должников» нет. «Они либо придут в военкомат сами, либо их доставят приводом», — твердо заявили санкт–петербургские судебные приставы. И судя по всему, слова не расходятся с делом.


Нашим алиментщикам перспектива стать «наемными солдатами» пока не грозит. Максимум, чем их могут стращать судебные исполнители, — это конфискация и затем перепродажа имущества или уголовная ответственность за систематическое уклонение от уплаты алиментов.


— По закону, если трижды в год отец не перечисляет «детские» деньги и взыскать с него тоже нечего, мы должны передать материалы в милицию — для возбуждения уголовного дела, — пересказывает алгоритм старший судебный исполнитель суда Центрального района Минска Алина Фатеева. — Однако алиментщики довольно быстро нашли обходной путь: несколько месяцев не платят детям ни копейки, а потом сразу перечисляют 400 — 500 тысяч. Начать против них уголовное производство уже нельзя — нет состава преступления: человек ведь старается платить, но, видимо, обстоятельства не всегда позволяют...


Другие с помощью друзей устраиваются на полуставочную работу с мизерной — 150 тысяч рублей — зарплатой и на ребенка отдают ровно четверть этой суммы. А сами живут на неофициальные доходы, часто вполне приличные...


Едва ли не каждый день судебные исполнители сталкиваются с такой проблемой. Если отцов, лишенных родительских прав, Декрет № 18 разрешает принудительно устраивать на работу, то обычных алиментщиков трудиться не заставишь. Есть и вторая серьезная коллизия. В законах отсутствует четко прописанная сумма–минимум, которую отец должен выплачивать ребенку. Вот и перечисляют некоторые папаши детям по 37.500 рублей (четвертину от 150 тысяч, той самой «официальной» зарплаты). И совесть вроде как чиста, все по закону делается. Но можно ли, скажите, разжиться на такие вот отчисления?


Есть у нас такие понятия, как минимальная заработная плата, бюджет прожиточного минимума. А вот какой должна быть минимальная сумма алиментов, нигде не прописано. Не пора ли обратить внимание на этот вопрос? Наверняка многие мамы, воспитывающие детей самостоятельно, сказали бы за это спасибо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter