От звонка до звонка

Омоновцы снаружи, охрана внутри — такими мерами предосторожности сопровождалась очередная премьера в Гомельском областном драматическом театре
Омоновцы снаружи, охрана внутри — такими мерами предосторожности сопровождалась очередная премьера в Гомельском областном драматическом театре

Спектакль «Восемь любящих женщин» по пьесе Робера Тома успел стать театральной сенсацией еще до выхода на сцену. Многих критиков заранее чрезвычайно взволновало то, что во всех ролях заняты... осужденные Гомельской исправительной колонии N 4. Вообще же проект МВД, Белорусского союза женщин и шведской общественной организации «N–Studio» изначально имел чисто воспитательные цели — помочь осужденным «обрести иные жизненные ценности и внутренне измениться».

Телестудии и самодеятельность в колониях — давно уже не экзотика. Но чтобы подобный спектакль состоялся на главной сцене Гомельской области — такого еще не было.

Билеты, впрочем, в свободную продажу не поступали. Публика на премьере присутствовала специфическая — родственники участниц спектакля, сотрудники исправительной колонии, священники, парламентарии, руководители горисполкома, УВД, департамента исполнения наказаний... За происходящим зорко следили рассредоточенные по всему зданию «театралы в штатском». Что ж – специфика...

Сюжет этой трагикомедии знаком многим. Глава семейства с подачи младшей дочери Катрин инсценировал свою смерть — чтобы узнать об истинных чувствах женщин, которые его окружают. А узнав, предпочел покончить с собой.

Пока представители исправительной системы оценивают педагогический эффект, сравнительно немногочисленные «вольные» зрители, которым довелось увидеть пьесу, выражают восторги по поводу художественной ценности происходящего. Символизм сюжета и качество исполнения были оценены тем, что в материалах всевозможных партийных съездов определялось так: «Бурные и продолжительные аплодисменты. Все встают». И это при том, что актрисы получили первый театральный опыт лишь полгода назад, — когда начались репетиции. В прежней жизни на счету «актрис» убийства, финансовые махинации, торговля наркотиками, другие тяжкие преступления. Общий срок труппы, состоящей из 12 человек, — 120 лет. Но — прочь грустные аналоги и ехидные «подколки». Гомельская театрально-воспитательная акция не имеет ничего общего с печальной памяти издевательскими «театрами» времен ГУЛАГА, вроде Магаданского, где играл Варпаховский и солировал на трубе Рознер, либо «крепостного» Норильского, где играли молодые Смоктуновский и Жженов. Там артисты, как правило, невинно осужденные во время шторма 37 – 38 годов, спасали свою жизнь, и труппа была альтернативой смертельным ледяным забоям. Гомельский эксперимент – гуманная акция, ставящая целью не утратить у заключенных женщин интереса к жизни, пробудить у осужденных струны гуманности и таланта. Очень важный эксперимент!

Когда после спектакля на сцену вышли люди, участвовавшие в его подготовке, осужденных расцеловал лично растроганный и удовлетворенный результатами сценической педагогики начальник ДИНа МВД Владимир Ковчур.

Между тем для участниц проекта 20–минутный переезд в театр стал первым за много лет появлением за пределами колонии. Потрясенные, они смотрели в окно автобуса — на город, огромную елку, людей... Ведь пройдет время, и огни города засверкают и для них...

Наталья Домненкова (Катрина) после спектакля призналась, что играла саму себя. Тогда журналисты вежливо покивали — дескать, да, замечательно... Настоящий смысл фразы я понял позже — когда узнал, что незадолго до премьеры у Натальи умер отец.

Впрочем, далеко не все актрисы склонны выстраивать параллели между своими судьбами и ролями, считают такую связь надуманной. Как сказала одна из девушек: «Я играю, потому что играется».

Ожидается, что в скором времени «Любящих женщин» увидят в женской исправительной колонии под Речицей. Примечательно, что этот спектакль может стать последним в печальном статусе для некоторых актрис. В конце декабря выходит на волю Галина Яцкевич (Огюстина). Режиссер спектакля Алексей Бычков надеется, что для нее театральная карьера не закончится вместе со сроком, — Галя обещала оставаться в Гомеле, чтобы и в дальнейшем участвовать в постановке.

Тем временем Алексей Бычков готов начать работу над новым «чисто женским» спектаклем. На сей раз это «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки. Оригинальное произведение предполагает участие 16 персонажей, однако Бычков намерен довести число действующих лиц до 20 и оживить действие стихами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter