От заката до "Рассвета"

Два взгляда на один колхоз Колхозу "Рассвет" им.
Два взгляда на один колхоз

Колхозу "Рассвет" им. К.П.Орловского Кировского района судьбой, наверное, уготовано постоянно быть на слуху. Еще в советские времена хозяйство гремело на весь Союз. Потом прославилось тем, что одним из первых в республике пошло по пути реформирования - из колхоза было преобразовано в ОАО. Другой вопрос, что хорошая в принципе идея оказалась дискредитированной, и отнюдь не рядовыми колхозниками. И "Рассвет" опять прогремел - на этот раз громкими разоблачениями, возбуждением уголовных дел, судебными процессами. А еще - падением производства, низкой зарплатой простых тружеников. Закономерным продолжением развития "Рассвета" стала реорганизация - решением самих членов трудового коллектива ОАО вновь стало колхозом. С тех пор о хозяйстве ходит много слухов - весьма противоречивых. Одни восхваляют его до небес - мол, в "Рассвете" сейчас все чудесно и замечательно. Иные же утверждают, будто дела в хозяйстве аховые: показатели низкие и зарплата не очень, да и люди работать не хотят. Чтобы разобраться, чем сейчас живет колхоз (точнее, сельскохозяйственный производственный кооператив), журналисты "СБ" выехали в Кировский район.

Стандарт или эксперимент?

Экономически крепкое хозяйство отличить от слабого нетрудно - по полям, фермам, мастерским... И по деревням - их ухоженности или запущенности. А также по настроению людей. В этом мы убедились еще раз, оказавшись в "Рассвете".

...Идет посевная. То там, то тут на полях работает техника. Любуемся, как мастерски управляет трактором механизатор Иван Ковалевский.

- 12 лет работаю на технике, - улыбается Иван Федорович. - Выполняю всякую работу - пашу, сею, убираю.

Похвастался механизатор: в прошлом году в экипаже с Сергеем Богомоловым на уборке зерновых комбайном "Нива" намолотил больше всех зерна и занял в области первое место. Какие планы на этот раз - не сказал. Но видно по настроению - не прочь оказаться в шеренге победителей республиканского соревнования.

- Годы идут, руководители в вашем хозяйстве меняются, а вы делаете свое дело - и урожай растет, с каждым годом он все выше и выше. Что вы на это скажете? - интересуемся у Ковалевского.

- Какая мне разница, кто руководит колхозом? Для меня все равно, какие названия дают нашему хозяйству - ОАО, СПК или колхоз. Мое дело - на земле работать, растить хлеб, зарабатывать деньги, чтобы содержать семью. В среднем за прошлый год месячная зарплата у меня была 400 тысяч, за сев будет не меньше 500, а на уборке в прошлом году вышло 800 тысяч. Согласитесь, далеко не во всех колхозах такие деньги получают. Да и многие горожане, уверен, могут позавидовать такой зарплате...

Чистота и порядок на животноводческих фермах, упитанные бычки и высокоудойные коровы, обилие кормов, разнообразный рацион их кормления - все это результаты труда колхозников. По дороге на экспериментальное поле (любят в "Рассвете" пробовать что-нибудь новенькое) мы встретили доярок, идущих с фермы после дойки.

- Вы видели машины с сенажом? - спросили у нас женщины. - Это наш сенаж. Механизаторы заготовили его с избытком. Поэтому и продает колхоз корма соседним районам. Все у нас есть. А что было? Семь лет назад, при том же Старовойтове, не надаивали и 3 тысяч килограммов молока, а сейчас мы - 5-тысячницы. Вот как!

На участке четвертой бригады мы видели целые горы картофеля в сетках.

- Отправляем на продажу, - рассказала бригадир Елена Юрковец. - В прошлом году собрали невиданный урожай. А вот с капустой вышла осечка - полторы тысячи тонн скормили коровам: никто не хотел покупать. Раньше россияне охотно брали у нас, а в прошлом году у них выдался свой неплохой урожай.

- Год на год не приходится, - говорит председатель СПК "Рассвет" Александр Шаплыко. - Нужно лавировать. В этом году уменьшаем посевы под капусту на одну треть. Расширим площади под лук и сахарную свеклу.

Приехали на экспериментальное поле. Суть эксперимента - озимая рожь посеяна без обработки почвы. По ячменной стерне осенью пустили сеялку с семенами - вот и все заботы. Не проводили ни лущения, ни перекапывания, ни прочего другого. Представляете, сколько сэкономлено времени и средств! А результат великолепный - плотная щетка ржи радует глаз, набирает силу. По всему видно, урожай будет отменный.

"Рассвет" издавна славился своими садами, а сейчас в хозяйстве еще и все фермы, дороги обсаживаются яблонями. Зачем? Да очень просто: в СПК есть свои цеха переработки - значит, будут сок, пюре, повидло, джемы. На эту продукцию всегда спрос. Правда, руководству хозяйства никак не удается протолкнуть в магазины минеральную воду "Рассветовская" - ту, которую добывают и разливают в бутылки в сельхозкооперативе, - ссылаются на мощнейшую конкуренцию. Но, вероятно, дело не только в конкуренции. Еще - в собственной неразворотливости. Скажем, в день нашего визита в Кировск в ресторане райцентра минералки местного розлива не было - по словам работников общепита, рассветовцы ее давно не завозили. Спрашивается, что мешает?

Чтобы летать, сначала нужно научиться ходить

Наш разговор заглушил шум самолета.

- Михаил Елочкин на "кукурузнике" рассевает на соседнем поле клевер, - пояснил председатель "Рассвета". - Отлично получается - экономим время и деньги. Есть у нас со времен Старовойтова и второй самолет - пассажирский. Но он пока на ремонте. Что еще показать? Куда свозить? - спросил у нас Шаплыко.

- Показывать больше ничего не нужно. На полях были, на фермах тоже. С людьми разговаривали. У всех рабочее настроение, что еще нужно? Объясните, пожалуйста: почему мы нигде не встретили недовольных, ворчливых, пьяных? В деревнях это сейчас не редкость, а у вас все как-то по-другому.

- Работа есть, зарплата хорошая. Откуда же быть недовольству. Могут обижаться на меня или на руководителей подразделений и специалистов только пьяницы и бездельники. У меня с ними разговор короткий. Не хочешь работать - уходи, не мешай другим. Не позорь славу "Рассвета".

Свое и чужое

Кстати, о славе... Многие, с кем довелось беседовать, не скрывали, что именно благодаря своему громкому имени (в том числе и за счет него) колхоз в свое время жил припеваючи.

- Можно сказать, что "Рассвет" однажды "назначили" передовиком, - рассказывает Николай Шепелевич, с 1962 по 1970 годы бывший председателем Кировского райисполкома, а в 1970 - 1979 годах - первым секретарем Кировского райкома КПБ. - В окрестных колхозах и не мечтали о возможностях, которые были у "Рассвета". Ему без проблем выделялись техника, удобрения - то, что другие председатели, без натяжек скажу, "выбивали". Маяк! Что тут добавить? Кто у нас не знал, что Старовойтов получал все необходимое лишь благодаря дружбе с секретарями обкома. Ногой двери открывал. Попробовал бы кто слово против сказать. За трубку и в ЦК КПБ. Сейчас совсем другие времена - нахрапом не возьмешь. Сегодня "Рассвет" компенсирует другим - хорошими землями. И людьми.

И все-таки "Рассвет" - это не то сельскохозяйственное предприятие, которое нужно изучать исключительно с точки зрения экономики. Еще в советские времена в районе его называли государством в государстве - со своей инфраструктурой, вспомогательными подразделениями. Не случайно ведь сюда - как в прообраз колхоза светлого будущего - возили экскурсии. Даже дилетанту в области сельского хозяйства посмотреть здесь было на что. Чего, например, стоил уникальный Дворец культуры со спортивным залом да зимним садом с фонтанами! Здесь можно было увидеть созревшую на пальме, растущей в саду, гроздь бананов. Африка, одним словом, - разве что обезьяны не прыгали по веткам. Даже слонов на сцену во время выступления заезжего цирка выводили. Колхозный детский сад возводили по экспериментальному проекту. Всего на просторах бывшего Союза было построено два таких дошкольных учреждения: один - в Эстонии, второй - в "Рассвете".

...Когда въезжаешь в Мышковичи - центральную усадьбу хозяйства, то на первый взгляд кажется, будто ничего за десятилетия не изменилось. Тот же ДК, та же контора "Рассвета" и рядом башня с часами. Но стоит присмотреться, как понимаешь: былого великолепия, увы, нет.

В местном Дворце культуры треснула стена, в зале на 800 мест с потолка падает штукатурка, на полу вздыбился паркет, электрическую проводку надо менять. Дискотеки для молодежи, которые раньше проводились в шикарном фойе, сейчас проходят на улице. В музей истории колхоза, занявший несколько комнат Дворца культуры, стыдно водить экскурсантов: местами пол стоит дыбом, течет крыша, с потолка обваливается стекло, которым прикрыты светильники.

Прогнившие рамы в детском садике тепло не держат - зимой температура ниже нормы. Да еще местами протекает крыша. Поэтому с потолка и стен валится штукатурка. Обоим зданиям - и неспециалисту понятно - нужен капитальный ремонт. Но денег на это нет...

Александр Шаплыко прекрасно знает о проблемах социальной сферы. Но решать их пока не собирается.

- А это не наше, - сказал как отрезал Александр Владимирович, - детский сад, Дворец культуры в годы существования ОАО перешли на баланс местного сельсовета, а в прошлом году учреждения были переданы под юрисдикцию района по ведомственной подчиненности - за них отвечают отделы образования да культуры райисполкома.

Не подумайте, будто руководитель "Рассвета" напрочь отказывается помогать Дому культуры, детсаду. Он готов это сделать. Но не безвозмездно. Мол, с благотворительностью надо подождать - на свои проблемы денег не хватает. А вот если освободят СПК от налогов, тогда готов взяться за ремонт. Подход к делу, согласитесь, более чем прагматичный. Местные жители, однако, за долгие годы привыкшие пользоваться всеми благами цивилизации, такой позиции не приемлют.

- И ДК, и садик, - говорили люди, с которыми довелось беседовать на центральных улицах поселка, - строились фактически за наши деньги. И мы привыкли, что это - наше. А теперь больно смотреть, как все приходит в упадок, разрушается. Руководству же хозяйства до этого дела, похоже, нет. Да если вложил бы колхоз средства в ремонт социальных объектов, мы, может, лучше работать стали бы. Потому что увидели бы: начальство заботится не только о том, чтобы производилась продукция, но и о том, чтобы все мы нормально жили. В конце концов, потраченные на ремонты деньги никуда из "Рассвета" не ушли бы. Их можно было бы рассматривать как инвестиции в... повышение производительности труда.

С такой точкой зрения согласен и председатель Кировского райисполкома Анатолий Исаченко

: - Государство "Рассвету" помогает материально, значит, и хозяйство не должно оставаться в стороне от решения проблем наведения порядка и чистоты. Порой же до абсурда доходит. Например, у строителей, приехавших в колхоз и занимающихся реконструкцией фермы, по какой-то причине - то ли цемента не было, то ли еще что - остановилась работа. И председатель предложил, чтобы люди поработали на благоустройстве. Но рассчитаться с ними должен был сельсовет, финансируемый из районного бюджета. Если бы мы согласились на это предложение, то за две недели израсходовали бы все средства, выделенные на благоустройство территорий района. Значит, о наведении порядка в других сельсоветах в этом году пришлось бы забыть. Когда не можем договориться о мелочах, то о помощи в ремонте объектов социальной сферы, по моему мнению, загубленной в "Рассвете", говорить не приходится.

...Слов нет, нынешнему "Рассвету" пока еще далеко до времен процветания. Так считают и рядовые колхозники, и руководители района. И хотя пока не всегда и не все получается, в хозяйстве все-таки не опускают руки, стараются найти выход из самых сложных ситуаций. И в "Рассвете" не в пример другим хозяйствам в воздухе не витают безысходность, безнадега, которые, кажется, можно руками пощупать. Здесь есть иное - люди, умеющие и желающие работать. Это - главный потенциал сельскохозяйственного кооператива. Гарантия того, что "Рассвету" суждено не только держаться на плаву, но и развиваться. А там, глядишь, и былая слава в новом качестве вернется.

И все-таки "Рассвет" - это не то сельскохозяйственное предприятие, которое нужно изучать исключительно с точки зрения экономики. Еще в советские времена в районе его называли государством в государстве - со своей инфраструктурой, вспомогательными подразделениями.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter