ДТП из-за дорожных проблем: кто ответит за причиненный ущерб?

От ямы до драмы

Когда случается страшная авария, в которой гибнут люди, не всегда виноват тот, кто был за рулем. Порой причиной ДТП становятся дорожные условия. Но можем ли мы сократить количество аварий на дорогах, изменив инфраструктуру? Прокуратура Минской области считает, что это возможно.

Апрель 2018 г. Борисов, ул. Краснознаменная. Автомобиль «Мицубиси» в результате провала дорожного покрытия получил механические повреждения.

Фактор халатности

Количество ДТП в стране, в которых страдают люди, продолжает снижаться. Однако лидером по числу дорожных происшествий по–прежнему остается Минская область. Почему так происходит? Павел Гордынец, заместитель начальника отдела прокуратуры Минской области, рассказывает, что, по данным статистики, аварийность на дорогах связана с различными факторами: ростом количества авто, нарастающей диспропорцией между числом транспортных средств и не рассчитанной на современную интенсивность движения дорожной сетью, улучшением скоростных качеств автомобилей и многими другими. Однако основная причина заключается в крайне низкой дисциплине как водителей, так и пешеходов. Грубое нарушение ПДД, невнимательность и спешка, незнание навыков безопасного поведения на дорогах становятся причиной большинства ДТП. Тем не менее в прошлом году произошло 7 ДТП (3 погибших и 7 раненых), которых в теории можно было бы избежать — они случились в числе прочих факторов и по причине ненадлежащих дорожных условий. В этом году таких ДТП уже 5, погиб один человек.

В пример прокурор приводит случай, который произошел в ноябре прошлого года. На 499–м км дороги Брест — Минск — граница РФ, около деревни Плиса Крупского района, водитель автопоезда не справился с управлением и выехал на встречку, где столкнулся с таким же грузовиком. Один из водителей скончался на месте, другой попал в реанимацию. Как показала проверка, дорога в тот момент была заснежена и не обработана песчано–соляной смесью. Снежный накат и стал одной из причин смертельного столкновения.

ДТП на трассе Минск — Микашевичи около деревни Городище.
В марте этого года на трассе Минск — Микашевичи около деревни Городище произошло ДТП, в котором никто чудом не пострадал, кроме шести автомобилей, которые столкнулись со снегоуборочной техникой, принадлежащей одному из ДЭУ филиала РУП «Минскавтодор–Центр». Оказалось, из–за пыли, поднятой техникой, водители просто не увидели препятствие.

Кто оплатит ремонт колеса?

Даже после того, как у «Крайслера», ехавшего по дороге Новый Двор — Михановичи — Пятевщина на 9 — 10–й километр, после наезда на выбоину разорвало две передние шины, должных мер местные дорожные службы не предприняли. Чуть менее чем через год на том же участке дороги случилось еще одно ДТП, в котором, к счастью, никто не пострадал. Лишь похудел кошелек владельца машины, которому пришлось выложить крупную сумму за ремонт. «Только после повторного привлечения к ответственности одного из должностных лиц ДЭУ яма была заделана», — рассказал Гордынец.

Водители, чьи авто пострадали по вине дорожных служб, иногда обращаются в суд с целью возмещения причиненного вреда. Правда, на такой шаг решаются далеко не все. Доказать, что ты прав, бывает довольно сложно. Ведь по правилам дорожного движения водитель обязан предпринять все меры, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы не допустить наезда на препятствие. Тем не менее в прошлом году на судебный иск к дорожным службам решились 4 пострадавших. Общая сумма средств, которые они получили, составила 4.416 рублей.

Переход есть, безопасности нет

Нередко и сами граждане обращаются в прокуратуру как в последнюю инстанцию, пытаясь найти управу на дорожные службы. Вот, например, обращение от жителя деревни Гатово. Как установила прокурорская проверка, дорога, которая проходит по поселку, практически вся находится в критическом состоянии. Дорожникам тут же было выписано предписание. Дорогу, конечно же, починили. Такая же ситуация была выявлена и в поселке Дружный, а на улице Новая Заря в Марьиной Горке и вовсе проезжая часть практически разрушена. Неужели дорожные службы сами этого не видели? Ответ один — нет средств.

Кстати, в Марьиной Горке прокуроров заинтересовал еще один элемент дорожной инфраструктуры. Около нерегулируемого пешеходного перехода по улице Ленинской, возле главного входа на городской рынок, красиво нарисован пешеходный переход. При этом парковочные места размечены так, что из–за ряда запаркованных машин просто не видно тех, кто желает перейти дорогу. Вроде и по правилам все сделали, но немного недодумали. «Вместе с тем какие–либо меры по устранению отмеченного нарушения не принимаются Пуховичским райисполкомом на протяжении длительного времени», — рассказал прокурор. К слову, за это и другие нарушения председателю Пуховичского РИК внесено представление.


Куда увезти нарушителей?

Не так давно местные ЖКХ получили право организовывать эвакуацию тех авто, которые паркуются с нарушениями. Но встал вопрос: куда именно отправлять эвакуированные машины? В некоторых районах этот вопрос решили быстро. Однако в других проблемой просто не хотят заниматься. В пример можно привести Дзержинский райисполком. Как рассказали в областной прокуратуре, местные власти еще до ноября прошлого года должны были найти место для охраняемой стоянки. Однако поручение всеми было проигнорировано. По словам местных властей, организация охраняемой автостоянки в Дзержинске нецелесообразна. Мол, такая же есть в Фаниполе, и она убыточна. Между тем расстояние между городами составляет 15 километров. При этом третья часть пути проходит по скоростной трассе Р–1, а техника, которая могла бы эвакуировать транспорт, представлена только трактором.

Наболевший вопрос — парковочные места. Прокуроры дали указание местным властям разработать программу по устройству не менее 1.000 дополнительных стояночных мест. Особенно остро этот вопрос стоит в деревне Боровляны, поселке Лесном, городах Борисове, Солигорске, Жодино, Слуцке.

Вопросы, которые должны решаться сообща

В прокуратуре мне рассказали еще одну интересную историю, которая могла бы решиться и сама, без привлечения органов. Однако не получилось. Жители Крупок уже не первый год жалуются на грузовики, которые, не снижая скорости, мчат через их улицы. Оказалось, что путь через улицу Магистральную поселка Крупский и улицу Московскую города Крупки — удобный способ объезда платной дороги М–1. Интенсивность движения грузового транспорта здесь достигает 1.000 единиц в сутки! Больше всего обеспокоены родители учеников и педагоги средней школы имени В.О.Криштопенко поселка Крупский. С момента, когда на этом участке разметили 15 пешеходных переходов, сотрудники ГАИ оштрафовали за нарушения, в том числе и за непропуск пешеходов, около 580 водителей. Установленные знаки попросту не работают. Прокурор считает, вопрос можно было бы решить установкой специального обозначения о том, что движение большегрузного транспорта тут запрещено. Только не совсем понятно, почему его нельзя было установить раньше?

Факты — вещь упрямая

Как мне рассказали в прокуратуре, наибольшие потери от аварийности в прошлом году зафиксированы на автодорогах РУП «Минскавтодор–Центр». Именно эта организация обслуживает 11% всей улично–дорожной сети, причем на их дорогах совершено 340 ДТП — почти половина от всех дорожно–транспортных происшествий. В указанных авариях погибло 102 человека. Изучив ситуацию, прокуроры постановили: пешеходные переходы на одном уровне на автодорогах Минск — Гродно и Минск — Гомель — источник повышенной опасности, и от них надо избавляться. На скоростных трассах, по мнению прокуратуры, необходимо установить ограждения на разделительной полосе и запланировать работы по устройству транспортных развязок и пешеходных переходов на разных уровнях. Именно такие действия должны спасти жизни. Однако на это, как ответили прокурорам, финансирование не запланировано.

isaenok@sb.by

Фото прокуратуры Минской области.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter