От Солигорска до Сахалина рукой подать...

В ЭТИХ краях гуляет байка о том, как однажды житель Солигорска так весело отпраздновал Новый год, что утром проснулся в чистом поле. Вокруг – ни души. А рядом указатель — Сахалин. Мужик в шоке: что вчера было, вспомнить не может, зато память услужливо подбросила знаменитую историю Жени Лукашина, который из бани вместо друга отправился прямиком в Ленинград. Что делать? Надо выбираться, и пошел мужик ловить попутку.

При желании сюда из райцентра можно добраться даже пешком минут за сорок

В ЭТИХ краях гуляет байка о том, как однажды житель Солигорска так весело отпраздновал Новый год, что утром проснулся в чистом поле. Вокруг – ни души. А рядом указатель — Сахалин. Мужик в шоке: что вчера было, вспомнить не может, зато память услужливо подбросила знаменитую историю Жени Лукашина, который из бани вместо друга отправился прямиком в Ленинград. Что делать? Надо выбираться, и пошел мужик ловить попутку.

КАКОВО же было удивление незадачливого путешественника, когда спустя несколько минут машина примчала его в родной город! Говорят, с тех пор местный «Женя Лукашин» спиртного в рот не берет.

И в самом деле, в нескольких километрах от Солигорска раскинулась деревушка с названием Сахалин – это точно, сама проверяла. Хотя раскинулась — сильно сказано. Деревенька небольшая, одна из самых маленьких в Чижевичском сельсовете, к которому относится. Одна улица, десятка два дворов. По дороге ковыляет стадо гусей. Рядом с одним из домов замечаю странный «арт-объект»: там, где обычно хозяева разбивают клумбы, устанавливают грибочки и прочие садовые скульптуры, красуется самый настоящий пулемет. Тут же гильза от артиллерийского снаряда, выкрашенная в веселенький желтый цвет.

Постоянных жителей в деревне всего двое. Был, правда, еще один, Иван Игнатеня, да недавно умер. Он, говорят местные, мог порассказать много историй о Сахалине и окрестностях. А еще украшал участки, свой и соседские, собственноручно выструганными журавлями.

Пустые дома заброшенными в деревеньке не выглядят: свежевыкрашенные, с чистыми стеклами в окнах, огороженные крепкими заборами, обжитые – они служат дачами горожанам – жителям Солигорска и Слуцка, который тут тоже неподалеку.

— Кто-то приезжает на выходные, кто-то всю зиму носа не кажет, по-разному бывает, — делится со мной одна из двух постоянных жительниц Сахалина Людмила Исакова. Журналисту она рада — не каждый день можно с кем-то поговорить о своем житье-бытье.

ЛЮДМИЛА Ивановна приехала в Сахалин с семьей из Казахстана 12 лет назад. Муж  — белорус и хотел перебраться в родные места. Сейчас Людмила Исакова живет одна, дети работают на «Беларуськалии», приезжают из Солигорска по выходным.

— Скучать не приходится, в деревне всегда работа найдется, даже зимой, — отвечает хозяйка на мой вопрос о своей отшельнической жизни. — Да и какой я отшельник? До агрогородка – десять минут пешком, в городе до магазина дойти дольше.

Есть у поселка и свои проблемы — из-за близости к руднику дома дают сильную усадку, стены и полы «гуляют». Да и в вымирании деревни сахалинцы винят близость к городу.  Даже те сельчане, которые не перебрались поближе «к цивилизации», в основном трудятся не в сельском хозяйстве, а на «Беларуськалии» или литейно-механическом заводе.

ИСТОРИЯ рождения деревни и ее удивительного названия не менее необычная. Раньше, еще в позапрошлом веке, здесь было одно большое село — Жабин. Сложно сказать, сколько хат там стояло, но известно, что расположены они были очень близко друг к другу, почти впритык. Старожилы рассказывали, что с крыши одного дома можно было с легкостью перебраться на крышу соседнего и так «обойти» все село.

От этого постоянно случались беды: загорится одна хата – пожар быстро перекинется на соседние. Так до войны село дважды выгорало, поэтому решили расселить жителей подальше друг от друга. Вот из одного села и получилось десять поселков. И названия у них были соответствующие — поселок номер один, поселок номер два и так далее.

Тот поселок, что сейчас зовется Сахалином, числился под номером два или три — сегодня местные жители расходятся на этот счет во мнениях, да и нет уже тех людей, кто мог это точно помнить. Но постепенно цифры стали заменяться названиями, которые придумали сами люди: Подосинка — рядом с осиновой рощей, где всегда грибов было вдоволь, Дубочки — рядом с дубовой, Каменка — недалеко от каменной гряды, Зеленый Курган, Переток…

А Сахалин, говорят, имел самые неплодородные земли, да и расположен был дальше других, вот жители невесело и усмехались: мол, сослали нас, как на Сахалин. Но постепенно люди устроились и прижились на новом месте, привезли на огороды чернозем, так что сегодня урожаи ничуть не хуже, чем в соседних деревнях.

БЫТУЕТ еще одна версия появления названия деревни. Будто однажды приехал сюда доживать свой век ссыльный каторжанин с Сахалина, от него и пошло название. 

Но немногочисленные сахалинцы не чувствуют себя «ссыльными». Два раза в неделю, по вторникам и четвергам, в поселок приезжает автолавка. Недалеко от деревни проходит городской автобус, который доставляет из Солигорска работников на второе рудоуправление «Беларуськалия». Автобус останавливается у всех поселков, что очень удобно местным жителям. Так что до города добраться проблем не возникает, а там — два недавно открывшихся супермаркета.

Да и в агрогородке Жабин, что в двух километрах от Сахалина, есть магазин. Здесь же и библиотека, почта, ФАП, коплексно-приемный пункт бытового обслуживания. Услуги он оказывает самые разнообразные: пошив и продажу одежды, по заявке приезжает парикмахер, есть даже прокат коньков.

В Жабине работают культурно-спортивный центр, фитнес-клуб, тренажерный зал. Местные команды регулярно участвуют в соревнованиях по волейболу, теннису, дартсу.

— В Чижевичском сельском Совете 34 населенных пункта, много маленьких поселков, — рассказывает председатель сельсовета Галина Бань. — Сказывается близость к городу — порядка 70 процентов домов используются под дачи. В основном дачники — это жители Солигорска. Но есть и минчане, и случчане. Приобретают дома и жители России. Это, считаю, все равно лучше, чем если бы они стояли совсем бесхозными и приходили в негодность. Хотя, конечно, обидно, что пригородные деревеньки умирают.

Забота о том, чтобы даже самые маленькие из них не были стерты с карты района, здесь видна на каждом шагу. В поселках организован централизованный сбор мусора, зимой дороги очищаются от снега, летом по ним проходит грейдер. А все для того, чтобы в теплое время года сельские улицы вновь наполнялись людскими голосами и детским смехом.

Юлия БОЛЬШАКОВА, «СГ»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter