Что приводит оступившихся людей к ксендзу в агрогородке Налибоки

От Шершеня — на путь истинный

Когда в обществе происходят будоражащие сознание людей скандальные и даже трагические события, их начинают обсуждать повсеместно: в очередях, общественном транспорте, интернете. Безапелляционность оценок, негодование, злость, ненависть, упреки, ехидство, поиск виноватых в семье, школе, близком окружении. Впечатление такое, будто люди с цепи сорвались, и ближнему своему отнюдь не все мы добра желаем. Хотя в огромной массе своей в церковь ходим, приобщаемся к христианским ценностям. Но вот вопрос: способствует ли это всеобщему смягчению нравов и характеров? Или же посещение храма — это просто еще один, мало к чему обязывающий атрибут нашей жизни?


— А чему вы удивляетесь? — переспрашивает ксендз Марьян ШЕРШЕНЬ. — Посмотрите, какими мы стали индивидуалистами. У каждого из нас есть все, о чем раньше только мечтали: телефоны, машины, планшеты, ноутбуки, личная комната, личный виртуальный мир. И одно желание на всех — красиво жить, ничего не делая. Прогресс сделал свое дело. Люди стали богаче, вкусили прелестей потребительского уклада жизни. И одновременно зачерствели, обособились, закрылись в своих панцирях.

В АГРОГОРОДОК Налибоки, что в Столбцовском районе, Марьян Карлович приехал из Польши еще в 1990-м. И, как сам подчеркивает, за эти четверть века общество сильно изменилось. Буквально на его глазах произошло смещение ценностей с духовных на материальные: если раньше на первом месте стояли взаимовыручка и радушие, сейчас люди превращаются в эгоистичных индивидуалистов.

Но списывать все только на улучшающиеся условия жизни неправильно. Еще раньше свою печальную лепту внесли и советские времена, когда вера не только не приветствовалась, но и порицалась. Что получилось в результате? Сформировалось поколение духовно опустошенных людей. И эту пустоту они замещают более доступными вещами. Идут на поводу соблазнов, которые, наоборот, только больше истощают, развивают распущенность и желание выйти за рамки дозволенного, причем любыми способами.

Говорю Марьяну Карловичу, что есть какие-то зримые приметы общественного прозрения, в церквях людей, в том числе и молодежи, намного больше. Практически каждый родившийся ребенок обязательно проходит обряд крещения, а каждый усопший — отпевания. Вот Пасха, а католическая и православная в этом году празднуются в один день, близко, и везде только и разговоров о ней, куличах, крашеных яйцах.

— Я не могу такое не приветствовать. Рад, что человек приходит в храм. Даже если при этом приходит только исполнять определенные ритуалы, смысл которых не до конца понятен. Пусть так. Пусть это начало, и пусть не все пойдут по этому пути дальше. Религия для того и создана, чтобы учить людей любить, быть терпимыми и терпеливыми, открытыми чужому горю. И по сути своей церковь — это не молитва, Библия или служба, которые являются лишь ее атрибутами. Церковь в первую очередь учит быть человеком, воспитывает прилежание и послушание. И только потом — все остальное, — добавляет Марьян Карлович.

УЧИТ быть человеком ксендз не только в костеле, свою веру в добро несет сельчанам, серьезно и искренне вникает в их проблемы, делает все, чтобы им помочь. И, зная о таком его подвижничестве, понимаешь, что, например, Сергею Голубовскому просто повезло попасть в поле зрения ксендза. Не то чтобы совсем по доброй воле — жизнь заставила: после травм ноги возникли проблемы с трудоустройством, стал грешить спиртным. Кто-то однажды посоветовал обратиться к ксендзу. «Сначала решил, что надо мной издеваются, лишь рукой махнул. Тогда даже и предположить не мог, что церковь как-то поменяет отношение к жизни, к окружающим людям, да и к самому себе в том числе. Пошел, но больше ради интереса или, как говорят, по приколу. Послушать, что скажет ксендз, чтобы потом позубоскалить с друзьями. Но уже после первого разговора почувствовал — не зря пришел. Никаких нравоучений, проповедей, наставлений, упреков не услышал, но, поверьте, легче стало, спокойнее, мысли пришли в порядок. И даже различные негативные ситуации, которые раньше вызывали злость, сейчас воспринимаю спокойно, более терпеливо, что ли».

С Сергеем мы беседуем на кладбище: сегодня по просьбе Марьяна Карловича он очищал его от зарослей, упавших веток. В конце дня получит деньги за выполненную работу. Кстати, так ксендз Марьян многим обеспечивает хоть и небольшой, но стабильный ежедневный заработок.

Но деньги дает лишь на самое необходимое. И не боится, что пустят их не по назначению — пропьют, проще говоря. Чего уж скрывать, контингент у него особенный, толком нигде не работавший. Но всем на удивление нашел к ним подход, общий язык, и сейчас они вместе ищут тот самый истинный путь. Правда, есть и непонимание, и недоверие, и противостояние. Но это все временно. Нужно лишь верить в собственные силы и действовать.

К примеру, Александра Гришана, казалось, уже только могила исправит — одних только отсидок за кражи, разбой шесть. Недавно в очередной раз вышел из мест лишения свободы. Не успел прийти домой, как многие сельчане исподтишка стали поговаривать — мол, сейчас опять пойдет по накатанной: выпил, украл — тюрьма. Только вот вопреки всем этим пророчествам Александр пришел за помощью к Марьяну Шершеню, благо подсказал ему это председатель Налибокского сельисполкома Александр Пилинкевич. За что тут же заработал от односельчан порцию едких ухмылок и колких словечек. «Ничего, я уже привык, — говорит Александр. — Пусть судачат, пока не надоест, а я хоть человеком стал. Мы много разговаривали с ксендзом Марьяном обо мне и непутевой моей жизни. Мне ее хотелось легкой, красивой. Все это всегда заканчивалось решеткой, а я почему-то чувствовал себя героем».

Слушаю собеседника и ловлю себя не на сильно благочестивой мысли: матерый зэк, которому соврать — раз плюнуть, а в словах — горечь и стыд за бездарно прожитую жизнь. И чувствуешь, что это не наигранное:

— И сам не заметил, как стал по-другому смотреть на все. Не хочу, чтобы называли вором и с опаской смотрели. Знали бы вы, сколько раз меня пытались учить жизни родные, соседи, милиция. Без толку. А вот ксендз чудо сотворил.

Чудо или не чудо, время покажет, его пока слишком мало прошло, чтобы говорить о необратимости процесса. Но то, что Александр впервые за двадцать лет официально трудоустроился, что на работе о нем отзываются только положительно, о чем-то, согласитесь, говорит.

ЖИЗНЬ наша построена по принципу круга: печальные минуты сменяет оптимизм, вместо упадка приходит развитие. Да, в обществе слишком много агрессии и насилия — порой те же реклама, социальные сети, компьютерные игры побуждают к неадекватным действиям. И даже взрослые могут сбиться с правильного пути, запутавшись в дебрях мыслей, слов, поступков. И очень хорошо, очень это большое благо, что пока еще сохранились маленькие островки доброты, называемые церковью. Здесь, в костеле, православном храме или любом другом, вас всегда выслушают, поймут и помогут найти дорогу. Достаточно повернуться к ней лицом и широко распахнуть глаза.

syritskaya@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter