Писатель Владимир Степан о картине Светланы Катковой “Зеленый май. Победа”

От печали до радости

В далеком 1973 году художница Светлана Каткова написала, возможно, один из своих самых интересных натюрмортов “Зеленый май. Победа”. Эта яркая работа стоит несколько особняком в ее творчестве. Слишком она какая-то удивительная и странная. Много в ней боли и радости, камерности и монументальности, торжественности и щемящей грусти — как в музыке. Хотя сюжет этого произведения невероятно прост.


Город. Вечер. Стол, на котором букеты цветов. В пейзаже сразу же узнается Минск. Вот здание оперного театра, справа — телевизионная башня, дома, парк, похожий на зеленое море. На заднем плане, в темном вечернем небе — цветные полосы праздничного салюта: золотые, розовые, сиреневые, белые... Вот, собственно, и все, что изображено на картине. Казалось бы — мало. Но для настоящего искусства этого достаточно. Смотришь на живопись и молчишь, что-то удивительное происходит в душе. Словно сон вспоминаешь.

О чем этот сон, не сразу и поймешь.

Отец художницы ушел на фронт в первые дни войны, из Орши. Беременную жену отправил поездом подальше от Минска, в эвакуацию. Там, в селе Андросовка Куйбышевской области, и родилась в августе 1941-го Светлана Каткова. Туда приходили отцовские письма, и мать читала их вслух маленькой дочке. Годы, проведенные в эвакуации, были голодными и очень тяжелыми. Светлана помнит первый кусок сахара — он был очень сладкий. Сахаром угостил ребенка солдат, когда семья ехала в поезде, возвращаясь в уже освобожденный Минск. Отец, которого дочка не видела, вернулся только в 1946-м, после войны с Японией на Дальнем Востоке. Вернулся, слава Богу, живой. Даже привез в солдатском вещмешке вместе с альбомами, заполненными фронтовыми зарисовками, кусок струящегося шелка с дивными цветами и птицами. Несколько кусочков той экзотической ткани сохранилось до наших дней...

Все это, о чем мне грустно рассказывала художница, и еще много всего, что словами не передашь, есть в этом удивительном натюрморте с цветами и салютом.

Прошло много лет от первой выставки, а простая картина с цветами продолжает волновать, цеплять и рассказывать о боли и радости. Художница смогла вложить все личное и пережитое в живопись, и краски стали звучать. Она очень музыкальна, эта работа. Мне кажется, что и струнные инструменты слышны, и духовые звучат возвышенно. И даже где-то — может, в трогательном букетике ландышей — пробивается голос аккордеона. Он то вздыхает, то тихо плачет, то начинает смеяться. Правда, смех — сквозь слезы.

Знаю, что в 1973 году на выставке, посвященной очередной годовщине Победы, этот натюрморт многих художников и зрителей сильно удивил своей необычностью и какой-то трогательностью. Сразу после выставки он был приобретен нашим художественным музеем, напечатан на страницах многих журналов, показан по телевидению. Многие годы он находился в постоянной экспозиции.

ladzimir@tut.by

Фото представлено НХМ Беларуси.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter