Комбат Александр Тируба принимал участие в освобождении Могилевской, Минской, Гродненской областей, а День Победы встретил под Берлином

От Мценска до Берлина

С войной у могилевчанина Александра Тируба — особые счеты. Она отняла у него беззаботную молодость и боевых товарищей. Но подарила большую любовь — одну на всю оставшуюся жизнь. Молодой комбат прошел с освободительными боями часть России, Беларусь, Польшу. 9 мая сорок пятого встретил в Бранденбурге под Берлином. О том, какова она — цена Великой Победы, могут рассказать награды фронтовика. Только боевых орденов у него семь. По два — Красной Звезды и Отечественной войны, а также — Красного Знамени, Александра Невского и Октябрьской Революции. Среди множества медалей — «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги», медаль Жукова, «За победу над Германией». Храбрость и мужество офицера, кроме того, отмечены грамотами Верховного Главнокомандующего Советского Союза Иосифа Сталина.

По ускоренной программе

Гостей Александр Тируба встречает в полной боевой выправке.
Ветер надувает парусами легкие шторы, шелестит страницами газет и замирает в прихожей. Хозяева этому только радуются: свежий шлейф на фоне стабильно высокого градуса уже подарок. Тем более что 96-летний Александр Малахович из квартиры сегодня выходит редко. Но марку держит — гостей встречает в парадном кителе и фуражке. Мы листаем семейный альбом, который возвращает в далекое прошлое. Первое воспоминание, конечно, о детстве.

— Родом я из деревни Титовка Климовичского района, — уточняет ветеран. — Нас, семерых детей, мама Василиса Титовна поднимала в одиночку. А отец, Малах Наумович, умер еще до войны.

Тируба признался, что в школьные годы грезил о карьере военного. В том числе благодаря примеру старших братьев Павла и Дмитрия, которые были курсантами Киевского военного училища. Мечта не отступила и тогда, когда окончил учительские курсы в Могилеве и стал педагогом одной из школ в Чаусах. Но осуществилась при обстоятельствах далеко не самых радостных — с началом войны.

— После того как призвали в армию, я успел покопать окопы, а потом был командирован на учебу в Тамбовское военно-пехотное училище, — рассказал Александр Малахович. — Где, как и другие курсанты, прошел обучение по ускоренной программе, то есть за год.

Оттуда сразу на Брянский фронт. 20-летнего комвзвода направили в 858-й стрелковый полк 283-й стрелковой дивизии. Боевое крещение Тируба получил под Мценском и вскоре возглавил роту. Здесь впервые был серьезно ранен — в левую ногу. Оперировали и выхаживали парня в полевом госпитале. «Отлеживаться времени особо не было, — признался ветеран. — Как только смог передвигаться самостоятельно, снова попросился на фронт».

…Противостояние на Курской дуге было очень жестким, а одним из самых горячих оказался бой под Орлом. «Фашисты ударили по аэродрому. Но мы на танках прорвались к Оке, сумели отбить две контратаки гитлеровцев и тем самым дали возможность саперам организовать переправу на другую сторону реки», — вспоминает Александр Малахович. Рота Тируба первой ступила на освобожденную территорию. А ротный за это сражение получил свой первый орден Красной Звезды.

Здравствуй, мама!

28 сентября сорок третьего Александр Тируба тоже запомнил на всю жизнь:

— В этот день мы с боями вошли в Костюковичский район, — к тому моменту, отметил, он уже возглавил батальон. — За несколько часов разбили и обратили в бегство фашистский гарнизон.

То, во что фашисты превратили родную землю, резало душу даже видавшим виды бойцам. Сожженные деревни, виселицы на сельских улицах. И изможденные женщины, старики и дети, которые со слезами радости бросались к красноармейцам, чтобы обнять их и сказать спасибо за спасение. Позже благодарные жители района назовут земляка-освободителя почетным гражданином Костюковичей.

Александр Малахович не скрывает — заставить отступать противника было непросто: сдаваться он не спешил. Особенно тяжелым оказалось форсирование Сожа под Славгородом. Советским солдатам было негде укрыться от массированного огня фашистов, однако этот рубеж они тоже взяли. Личный подвиг Тируба при этом был отмечен орденом Отечественной войны I степени. А еще комбата премировали недельным отпуском. Его родительский дом ведь был всего в нескольких десятках километров!

— На деревенской улице меня встретили младшие братья — Вася и Коля. Мама тогда как раз коров доила. Услышала детские крики, выбежала из сарая и, увидев меня, разрыдалась, — эта встреча, не скрывает фронтовик, стала одним из лучших подарков в его жизни. Потом еще долго согревала сердце и давала силы на борьбу с врагом. Требовалось же их по-прежнему немало: батальон Тируба принимал участие в освобождении Краснопольского, Кировского, Быховского, Осиповичского районов. Сражался с врагом в Бобруйском котле, на Минщине и Гродненщине.

Итак, она звалась Надежда

А затем была Польша.

— В начале сорок пятого я стал участником масштабного наступления на Висле и Одере. Ему предшествовала мощная артподготовка, — вспоминает ветеран. — На участках прорыва концентрация нашей артиллерии была огромной — по 200—300 орудийных стволов на километр. На врага обрушили настоящий ураган снарядов, и он не устоял.

Уже после войны комбат узнал: в то же время где-то неподалеку сражался и брат Дмитрий, который за военные подвиги удостоен звания Героя Советского Союза. «Имя и фотография Димы, командира танкосамоходного батальона, запечатлены на одной из стел Аллеи героев в Могилеве», — уточнил ветеран. И добавил: всего на фронт вместе с ним ушли еще трое родных братьев. Все вернулись живыми — с орденами и медалями. Сестра Анна помогала в тылу: работала на оборонном заводе, за что тоже получила награды.

Война не обошла стороной и большую любовь его жизни — жену Надю. А встретил молодой офицер свою судьбу в буквальном смысле на фронтовом перекрестке в только что освобожденной Варшаве. Вчерашняя ленинградская школьница, пережившая блокаду и потерю близких, служила регулировщицей. Указала путь и батальону Тируба. Командир, кроме того, успел перекинуться с понравившейся девушкой словечком-другим. И даже сфотографироваться на память. Но потом пришлось расстаться: батальон Тируба прорывался все дальше на запад. Сражался за Кенигсберг и вновь форсировал Одер — уже возле Франкфурта. Брал Берлин. «Мы освободили узников двух немецких концлагерей. Они падали к нашим ногам и благодарили за то, что спасли их от смерти», — передать всю боль пережитых в этот момент эмоций, отметил ветеран, просто невозможно.

Война для Александра Малаховича закончилась на Эльбе, а 9 мая сорок пятого он отпраздновал в Бранденбурге.

Дочь Светлана у Александра и Надежды родилась на Дальнем Востоке.

Честь — от слова «честность»

С регулировщицей Надеждой офицер встретиться смог лишь спустя год после войны. «Из Германии меня сразу отправили на Дальний Восток, потому долгое время писали друг другу письма, — рассказал Александр Малахович. — А в сорок шестом Надежда ко мне приехала, и мы поженились. Спустя еще два года родилась дочь Светлана».

В Могилев семья перебралась в конце пятидесятых. Фронтовик вернулся к мирной профессии — учителя. Чтобы повысить квалификацию, окончил Могилевский пединститут. Почти четверть века отработал в областном управлении образования — инспектором по начальной военной подготовке.

— Всегда твердил, что честь — от слова «честность». Не помню, чтобы отец или мама требовали каких-то особых привилегий, каких-либо дополнительных благ — даже тогда, когда статус это позволял, — Светлана Александровна призналась, что она в свою очередь тоже учила детей трудиться и жить, рассчитывая на собственные силы.

Сегодня дочка — главная опора и помощник папы. Внуки-правнуки тоже не оставляют без внимания, навещают по поводу и просто так. И стараются соизмерять свои поступки так, чтобы не только они могли гордиться дедом и прадедом. Но и комбат Тируба, который в двадцать лет вел за собой войско из шестисот человек, был трижды ранен и вышел победителем в самых тяжелых сражениях, — тоже.

markova@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter