От метеоритного до метеорного

В Беларуси метеоритных дождей за историю наблюдения не было

Наблюдающиеся в Беларуси звездные дожди беды не чинят.

Утро минувшего дня ознаменовало ЧП, произошедшее в России, которое поначалу приняли за крушение самолета. В небе над Челябинской областью прошел метеоритный дождь. Как сообщалось, по предварительной оценке спасателей, над территорией Уральского федерального округа произошло разрушение метеорита, который частично сгорел в нижних слоях атмосферы. Причем явление наблюдали cразу в нескольких регионах: Тюменской, Курганской, Свердловской, Челябинской областях, Башкирии, а также в Казахстане. Объект из космоса, сообщали российские СМИ, упал в 80 километрах от города Сатки Челябинской области. Без разрушений и пострадавших не обошлось: во многих домах Сатки и Челябинска выбиты стекла (на снимке), есть раненые осколками. По данным МЧС России на утро минувшего дня, за помощью обратились около 950 человек, 31 госпитализирован, более 450 домов остались без газа.

Как прокомментировали «Р» в Обсерватории БГУ, в Беларуси метеоритных дождей за историю наблюдения не было. Но вот метеорные дожди — совсем не редкость. «Мы наблюдаем их порядка 30 потоков в течение года», — рассказывает директор Обсерватории БГУ Ольгерд Кузнечик. Но между метеорными и метеоритными дождями серьезная разница. Недаром явление, подобное событию в Челябинске, еще называют железным, или огненным, дождем, а такие, как в Беларуси, звездным дождем. «Падающие звезды», гораздо меньшие по размеру, начинают «гореть» на расстоянии 120—130 километров от Земли, и их свечение прекращается уже на расстоянии 80 километров. Соответственно, никакой опасности они не несут.

Впрочем, учитывая тот факт, что Землю то и дело атакуют различные небесные тела (кстати, одно из них — 45-метровый астероид 2012 DA14 весом 130 тысяч тонн должен был пролететь вчера в 22.25 по минскому времени в 27,7 тысячи километров от поверхности Земли), в мире придается большое значение по предупреждению таких явлений. В ряде стран существует ряд программ, которые ставят задачей изучение и каталогизирование потенциально опасных объектов. По словам Ольгерда Кузнечика, одна из них — программа НАСА «Космическая стража», в каталогах которой около 800 астероидов размером более 1 километра, 50 из их числа считаются потенциально опасными. На 2010—2015 годы рассчитана программа Европейского космического агентства «Дон Кихот». Над проблемой трудятся и более 30 различных учреждений в России, где, по словам собеседника, также подготовлена программа «Астероидно-кометная безопасность России». Обладая необходимой информацией, по словам специалиста, возможно изучать астероиды, посылая туда зонды, а в случае необходимости даже менять траекторию движения опасных небесных тел. В идеале, комментирует он, иметь информацию обо всех потенциально опасных объектах от 100 метров в диаметре. К слову, учитывая давнее сотрудничество и имеющиеся научные наработки, Ольгерд Кузнечик отметил, что Беларусь могла бы подключиться к работе над проблемой российских коллег.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter