От каждой сестры — по серьге

Выход из кризиса бизнесу, власти и обществу надо искать вместе

Выход из непростой экономической ситуации бизнесу, власти и обществу следует искать вместе

Любой кризис имеет разные последствия для каждого участника: в то время как одни могут потерять все, другим удается сколотить состояния.

Действует все тот же закон сохранения энергии: если в одном месте убыло, то в другом обязательно прибудет. И неудивительно, что в периоды нестабильности каждый старается перетянуть одеяло на себя. В сегодняшней ситуации эксперты наперебой выдвигают самые смелые предложения, как преодолеть негативные явления в экономике. Например, появились советы изъять лишние средства у населения: мол, оно перестанет бегать за валютой и скупать товары… Или «раскулачить» банкиров, чтобы перестали держаться за мешки с долларами. Можно и экспортеров поднапрячь, ведь они первые, кто «снимает сливки» с девальвации. По сути, каждый из этих шагов так или иначе оправдан. Но раз уж кризис — это разбалансировка спроса и предложения, то выходить из него, видимо, следует, в равной мере учитывая интересы всех игроков.

И вот здесь может оказаться полезным механизм государственно-частного партнерства. Такая мысль прозвучала, в частности, во время заседания Республиканского совета деловых кругов РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» (БНПА), где обсуждались пути выхода из экономического кризиса. «Может быть, власти стоит обратиться за кредитом доверия к бизнесу и народу? Это вполне реалистичный сценарий», — считает профессор Института непрерывного образования БГУ Георгий Гриц. По мнению эксперта, если двигаться дальше по инерции, это может привести к потере финансового суверенитета через введение российского рубля как единого платежного средства. Третий сценарий, а это подключение жесткого административного ресурса, тоже вряд ли окажется эффективным. Как считает Георгий Гриц, сегодня нужна четкая программа стабилизации экономики, причем разработанная с участием трех сторон — государства, бизнеса и общества. Кроме того, такой документ должен пройти экспертизу международных финансовых институтов, поскольку именно их участие обеспечит необходимую Беларуси внешнюю кредитную поддержку.

Какие конкретно меры могут претендовать на включение в программу действий — это вопрос обсуждения. Но для многих очевидно, что с учетом нынешних обстоятельств они будут жесткими и болезненными. «Да, надо понимать, что будут социальные последствия, промышленные изъяны, кардинально изменится денежно-кредитная политика. Но если действовать правильно, то в ближайшие 3—4 месяца можно совершенно спокойно выйти на нормальную ситуацию», — считает заместитель директора Представительства Евразийского банка развития в Беларуси Владимир Ермолович. Он напоминает, что очень многие страны на протяжении долгих лет живут с отрицательным сальдо внешнеторгового баланса и текущего счета, имеют проблемы с внешними заимствованиями и внутренними долгами, но не всегда это приводит к кризису. «Мы тоже нормально развивали нашу экономику, — считает банкир. — Но стране нужен орган, который бы каждый день настойчиво занимался структурным анализом внешней торговли, торговым и платежным балансом, делал прогнозы. И эта информация должна регулярно поступать на стол не рядовым чиновникам, а первым лицам». По мнению Владимира Ермоловича, мы просто упустили тот момент, когда надо было поставить шлагбаум и пустить все силы на сокращение импорта.

О том, что одна из основных задач — не допустить наращивания импорта, говорит и декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев. «Ясно, что такая существенная девальвация притормозит поставки потребительских товаров, — поясняет эксперт. — Но посмотрите, у нас сегодня практически нет сектора экономики, где бы экспорт устойчиво превышал импорт». В частности, он приводит пример самой успешной отрасли — оказания транспортных услуг. В прошлом году она обеспечила поступление в страну 3 млрд. долларов, в то время как импорт составил только 1 млрд. долларов. Но динамика неутешительна: даже здесь, на самом благоприятном направлении, зарубежные конкуренты уже начинают теснить отечественные компании. Похожая ситуация в области высокотехнологичных программных продуктов: в то время как резиденты ПВТ зарабатывают валюту на зарубежных заказах, белорусские компании частично нивелируют эти поступления, закупая лицензионное ПО и прочие продукты. По мнению Михаила Ковалева, ситуацию усугубило стимулирование товарных кредитов. «Получалось, что покупка товаров внутри страны была сопряжена с такими сложностями, как, например, проведение тендеров. А получение связанных кредитов за рубежом, наоборот, поощрялось. Но ведь это не инвестиции», — уточняет эксперт.

Помимо чистого потребительского импорта, в Беларуси активно развивался новый производственный сектор, завязанный на импортные материалы и комплектующие. «Не просто привозили и продавали, а привозили по частям, собирали и затем реализовывали, — поясняет Михаил Ковалев. — Старая экономика тоже импортоемка, но здесь добавленная стоимость крайне мала». Вот и получалось, что весь товарный экспорт за прошлый год сложился на уровне 24 млрд. долларов, а промежуточный импорт — 25 млрд., плюс 5,8 млрд. чистого потребления и 5 млрд. инвестиционных поставок, подсчитал декан экономического факультета БГУ. Что касается сдерживания импорта, то девальвация — не единственный путь, уточняет Михаил Ковалев. Например, здесь может пригодиться опыт Украины, которая в тяжелый кризисный год ввела мораторий на закупку за счет бюджетных средств ряда импортных товаров. Понятное дело, надо продолжать наращивать экспорт. Возможно, обратившись к опыту китайцев, которые в свое время разработали ряд эффективных мер, чтобы стимулировать чистый объем поставок за рубеж. Нужна также не оголтелая инфляция, которая разом «съест» все эффекты девальвации, а медленная и продуманная, уточнил Михаил Ковалев.

Завершая дискуссию, председатель РОО «БНПА» и Республиканского союза нанимателей «БелСН» Александр Швец резюмировал: «Сегодня нужна четкая стратегия — без нее все действия будут отрывочными. И совершенно очевидно, что выйти из кризиса и модернизировать экономику без консолидации власти, бизнеса и населения не получится». На тот момент руководитель деловых объединений остро высказался на тему нежелания властей вести диалог с бизнесом. «Мы говорим о партнерстве и думаем, а что должен сделать бизнес для решения проблем? — заметил Александр Швец. — Говорят, надо снижать цены. Предприниматели готовы, даже если на месяц-другой это приведет к убыткам. А что дальше? Ведь правительство не говорит, в каком направлении собирается двигаться». Видимо, настойчивые призывы делового сообщества следовать букве Директивы № 4 все же возымели свое действие. Руководителей бизнес-союзов пригласил к себе на совещание глава Администрации Президента Владимир Макей. Во время этой встречи было решено создать при ведомстве экспертный совет с включением в него представителей бизнеса, правительства, Нацбанка. Кроме того, предприниматели представили в администрацию полный пакет своих предложений по выходу из кризиса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter