От Евразийского экономического сообщества – к Евразийскому союзу.

На состоявшемся 19 декабря в Кремле заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС обсуждались вопросы дальнейшего совершенствования деятельности организации. В заседании приняли участие Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, Президент России Дмитрий Медведев, Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, Президент Армении Серж Саргсян (страна имеет статус наблюдателя ЕврАзЭС) и Генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров. По итогам встречи подписан пакет документов, касающихся, в частности, формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, Единого экономического пространства Республики Беларусь, Казахстана и России, функционирования нового органа Сообщества – Суда ЕврАзЭС.

Перед заседанием Межгосударственного совета ЕврАзЭС Д. Медведев, А. Лукашенко и Н. Назарбаев провели заседание Высшего Евразийского экономического совета. Открывая заседание совета,
Д. Медведев отметил, что участникам предстоит принять набор важных решений, в том числе по запуску уже в начале 2012 года наднационального органа – Евразийской экономической комиссии, а также в целом Единого экономического пространства. Президент России заявил, что появление Евразийской экономической комиссии не означает потерю ЕврАзЭС.
По итогам встречи были подписаны два международных договора – о таможенных пошлинах и о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, – а также принято решение о назначении Виктора Христенко председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии.
Комментируя кадровые решения, Президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что уровень коллегии исключительно высок. В состав входят либо министры, либо бывшие руководители правительств. «Это отражает серьезность отношения России, Беларуси и Казахстана к формированию Евразийской экономической коллегии. Это отражает серьезность нашего отношения к тому, какие масштабные полномочия мы передали наднациональному органу. Надеюсь, что работа коллегии будет успешной, коллегия будет принимать самые разные, весьма сложные решения, которые необходимы для продолжения интеграционных процессов».
По итогам заседаний Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Высшего Евразийского экономического совета Президент РФ Дмитрий Медведев провел пресс-конференцию.
Глава российского государства подчеркнул, что принятые на заседании Высшего Евразийского экономического совета решения будут определять интенсивный ход «нашего многостороннего сотрудничества». С 1 января 2012 года вступает в действие пакет международных договоров по Единому экономическому пространству. Он состоит из 17 документов, которые подлежат ратификации. Д. Медведев особенно отметил принятие крайне важного пакета документов для граждан Беларуси, России и Казахстана, обеспечивающего свободное движение товаров, работ, услуг и рабочей силы.
С начала 2012 года на смену Комиссии Таможенного союза, которая за годы своей работы проделала большой массив различного рода работ, придет Евразийская экономическая комиссия. Д. Медведев заметил, что «это первый в истории наших стран наднациональный орган, которому наши государства передали, по сути, часть своего суверенитета». Объем его полномочий будет постепенно расширяться. Принципиальный момент: механизм принятия решений в рамках Евразийского экономического сообщества и в рамках соответствующего экономического комитета исключает доминирование любого государства. По словам Президента РФ, «это поворотный пункт в движении друг к другу, он отражает наше общее желание выстраивать совместные отношения с учетом наилучшего мирового опыта». В то же время он отметил, что учитывался и негативный  мировой опыт, в частности «все, что происходило и происходит в Европейском экономическом союзе».
Принято решение о вступлении в силу Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, чтобы быть готовыми  к полноценной деятельности союза в условиях участия одного или нескольких его членов в ВТО и других международных объединениях. Д. Медведев заверил партнеров по работе и в экономическом совете, и в Совете ЕврАзЭС в том, что Россия  будет всячески способствовать братским государствам во вступлении в ВТО с учетом весьма непростого опыта, который накоплен РФ.
В ходе саммита рассматривались разные вопросы, включая принятие различного рода согласованных мер при возникновении кризисных ситуаций, экономического давления. Принято решение, которое предписывает определенный алгоритм действий в такой ситуации. Названные решения, подчеркнул российский президент, отражают самый высокий уровень взаимодействия между государствами «тройки», то есть государствами, входящими в Высший Евразийский экономический совет.
Д. Медведев отметил важный момент: сообщество открыто для присоединения новых участников. Прежде всего речь идет о ближайших партнерах по ЕврАзЭС и по СНГ, с каждым из этих государств будут обсуждаться пути присоединения, формироваться соответствующая «дорожная карта» с учетом реальной экономической ситуации в этой стране и текущей ситуации, в глобальной экономике.
Что касается Межгосударственного совета ЕврАзЭС, то здесь самым главным, по словам Д. Медведева, был вопрос о том, каким образом дальше будет развиваться Евразийское экономическое сообщество. Была достигнута договоренность искать такие формы дальнейшей работы, при которой весь тот позитив, который был создан в ЕврАзЭС, сохранится, но в то же время «мы будем стараться подтягивать государства, которые сегодня не входят в Высший Евразийский совет, экономический совет, до уровня более высокой ступени интеграции». С этой целью в ближайшее время будет проведен еще один саммит ЕврАзЭС в Москве, для того чтобы окончательно принять решение о том, каким образом будет осуществляться интеграция, каким образом другие государства смогут участвовать в этой программе, каким образом будут формироваться «дорожные карты».

Президент РФ отдельно отметил, что «все государства, которые сегодня присутствовали – и участники Высшего Евразийского экономического совета, и другие государства, – подтвердили настрой на то, чтобы заниматься интеграцией существенно более высокими темпами. К этому, естественно, нас подталкивает и наше внутреннее убеждение, и события, которые в настоящий момент разворачиваются в мировой экономике».
Отвечая на вопрос, не прогадает ли Россия от допуска соседей на рынок после введения ЕЭП,
Д. Медведев заметил, что всякая интеграция, в том числе и создание Единого экономического пространства, это всегда и набор возможностей, и набор рисков, но в конечном счете государства, которые участвуют в интеграции, выгадывают. Что касается выгод от формирования ЕЭП, то для людей, которые живут не только в России, но и в Беларуси, и Казахстане,  «общий рынок создает новые экономические возможности: новые экономические проекты – это новые рабочие места, это развитие экономики, это возможности в весьма сложных, противоречивых сегодняшних экономических условиях создавать точки роста и островки стабильности».
Говоря об антикризисных мерах в рамках ЕврАзЭС, Д. Медведев напомнил, что в 2008 году были созданы антикризисные инструменты и «мы их применяли достаточно неплохо, каждый в своей стране». В частности, был создан антикризисный фонд, и за это время были выделены довольно серьезные кредиты целому ряду государств. Д. Медведев считает, что схема работы антикризисного фонда себя оправдала и он сохранится на будущее как способ поддержки государств-партнеров в довольно сложной экономической ситуации. При этом «Россия примет на себя значительную часть финансирования соответствующего фонда, другие государства в нем поучаствуют».
Президент Беларуси Александр Лукашенко на заседании Высшего Евразийского экономического совета заявил, что  рассчитывает на вступление стран Таможенного союза в ВТО с минимальным временным разрывом: «Вхождение всех членов Таможенного союза в ВТО с минимальным временным разрывом еще более укрепит наше объединение и повысит его международный авторитет». Он подчеркнул, что Беларусь приветствует членство России во Всемирной торговой организации и рассчитывает на оказание содействия Беларуси во вступлении в ВТО: «Полагаю, что статус полноправного члена ВТО даст дополнительные возможности нашему стратегическому партнеру для содействия Беларуси во вступлении в эту организацию».
Глава белорусского государства считает, что через создание Таможенного союза и ЕЭП страны вышли на формирование единого рынка, самодостаточность которого делает его устойчивым к внешней экономической конъюнктуре. «Однако мы не ставили своей целью отгородиться от остального мира, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Напротив, необходимо развивать торгово-экономическое сотрудничество с другими странами и наднациональными структурами в рамках международного разделения труда».
Россия окажет Беларуси всестороннюю поддержку по скорейшему вступлению в ВТО. Такое решение закреплено в Меморандуме о взаимопонимании по вопросам вступления в ВТО, подписанном в Москве Президентом Беларуси Александром Лукашенко и Президентом России Дмитрием Медведевым. Стороны договорились, что Россия будет способствовать снятию политических препятствий на пути организации переговорного процесса Беларуси в ВТО.
Кроме того, РФ предоставит консультационно-экспертное содействие при подготовке белорусской стороной документов в рамках переговорного процесса по вступлению в ВТО и при необходимости рассмотрит возможность выделения дополнительной технической помощи на эти цели. Стороны условились, что после официального вступления в ВТО Россия не будет выдвигать какие-либо новые требования в контексте двусторонних и многосторонних переговоров по присоединению Беларуси к ВТО. При этом стороны обеспечат соответствующую заблаговременную координацию позиций и устранение разногласий на основе механизмов и с учетом интересов созданных с их участием интеграционных объединений. Беларусь и Россия подчеркнули, что сохраняют принципиальную нацеленность на укрепление позиций в международной торговле путем скорейшего вступления в ВТО всех участников Таможенного союза. «Стороны исходят из недопустимости ухудшения условий взаимной торговли товарами и услугами в связи с присоединением к ВТО. В этой связи после вступления в ВТО торгово-экономические отношения сторон будут продолжать осуществляться на основании действующих для них двусторонних и многосторонних международных договоров и документов, обеспечивающих преференциальный характер взаимной торговли товарами и услугами, в том числе в рамках Союзного государства, Таможенного союза, Единого экономического пространства и Содружества Независимых Государств», – говорится в меморандуме. Документом также закреплено, что стороны будут поступательно взаимодействовать с членами ВТО с целью обеспечения автоматического закрепления тарифных обязательств белорусской стороны перед ВТО на уровне соответствующих гармонизированных российско-казахстанских параметров.

 НАША СПРАВКА

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения Сторонами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.  Организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права и обладает международной правосубъектностью. В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 года после его ратификации всеми государствами-членами. Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств – Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. 25 января 2006 года был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана. В октябре 2008 года Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС. С мая 2002 года статус наблюдателей при ЕврAзЭС имеют Украина и Молдова, с января 2003 года – Армения. Им также обладают Межгосударственный авиационный комитет (МАК), Евразийский банк развития (ЕАБР). В соответствии с уставными целями и задачами Сообщества и руководствуясь принципом разноскоростной интеграции, Беларусь, Казахстан и Россия создали Таможенный союз и планомерно формируют следующий интеграционный этап – Единое экономическое пространство ЕврАзЭС, к которым другие государства Сообщества будут присоединяться по мере готовности.
Государственный секретарь Союза Беларуси и России Григорий Рапота, занимая в 2001–2007 годах пост генерального секретаря ЕврАзЭС, отмечал, что ЕврAзЭС расширяется не только числом государств, но и предпринимательским потенциалом. Формируется зона свободной торговли, Таможенного союза, общего рынка Единого экономического пространства.
Евразийский союз (ЕАС) – проект конфедеративного союза государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным, культурным пространством, предполагаемого к созданию на базе союза Казахстана, России и Беларуси и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ – ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, Таможенного союза. Становление Евразийского союза идет аналогично (на базе существующих отраслевых структур) Европейскому союзу и другим аналогичным региональным объединениям. Заявлено, что союз строится по модели мощного наднационального объединения, способного стать самодостаточным рынком и одним из геополитических «полюсов» современного мира, играющего при этом роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом.
18 ноября 2011 года в Москве лидерами РФ, Беларуси и Казахстана была подписана Декларация о создании Евразийского союза. Подписание данной декларации запускает механизмы по формированию облика ЕАС и является фактической «дорожной картой». Декларация провозглашает создание первого наднационального органа – Евразийской комиссии, которая непосредственно займется созданием институтов будущего союза, а также выполнением «дорожной карты».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter