Острый ветер пустыни

Ралли «Дакар» глазами первого белорусского гонщика Сергея Шкеля
Ралли «Дакар» глазами первого белорусского гонщика Сергея Шкеля

День первый. Лиссабон — Портимао

От Европы такого «подарка» не ожидал никто. Все те «старожилы» «Дакара», с кем мы – я и мой штурман из Латвии Саша Иннус – успели поговорить, уверяли нас, что все, что до Африки, — это разминка в ритме шоу. Как бы не так! Впрочем, трасса была «наша»: условия и обстановка — что–то вроде борисовского полигона, на котором мы гоняли в прошлогодней «Бахе». Вполне могли оказаться в числе 30 первых, но как назло сломался насос охлаждения. Приходилось время от времени останавливаться и минут 20 остывать. На результате это отразилось не самым лучшим образом, но было забавно слышать, как зрители обсуждали «странных русских, которые посреди гонки остановились и решили покурить».

День второй. Портимао — Малага

Сегодня наши приключения едва не закончились, даже толком не начавшись. Причем финиш мог быть весьма трагическим. Трасса проходила в горах: постоянные повороты, каменистая дорога, деревья... Как мы умудрились налететь на тот пень — до сих пор понять не могу. Со своего места я его вообще не видел. Только почувствовал удар, а потом обнаружил, что машина висит на камне над пропастью. Благо проезжавшие поляки быстренько сориентировались, зацепили трос и вытащили нас. Поставить на место оторванное колесо и кусок подвески они, правда, не могли... Я, как увидел последствия наших «полетов», решил: «Все. Приехали...» Подоспевших организаторов мы, правда, убедили, что белорусы (как и латыши) так просто не сдаются, но самим в это верилось с трудом. Оказалось — зря! Вы бы видели лица полисменов, которые останавливали мотавшуюся из стороны в сторону по всей дороге трехколесную машину! «Съезжайте!» — говорят. Куда там! Мы были в таком состоянии, что могли пойти на любые меры. Полицейские, похоже, это почувствовали, потому как, оставив попытки что–нибудь нам объяснить, просто включили мигалки и проводили до самого ожидавшего гонщиков парома в Африку. С такими почестями на «Дакаре», наверное, еще никто не дебютировал!

Володя Мотуз — наш механик — просто гений! Какими заклинаниями ему удалось вернуть к жизни наш «Оскар» — ведомо только ему, но через несколько часов автомобиль был в нашем распоряжении: на паром мы въехали в числе последних — за несколько минут до того, как он отчалил от берега. Похоже, удача все–таки на нашей стороне!

Город Надор, откуда начинался африканский этап приключения, впечатлил. Впечатлил редкостной вонью: в местных горах — большие залежи серы, а потому кажется, что город стоит на гигантском туалете. Вдобавок к этому вся прибрежная полоса густо покрыта пакетами и другим мусором. Вот вам и экзотика... Впрочем, нам было не до красот: сегодня начинается настоящий «Дакар».

День третий. Надор — Эр–Рашидиа

Перебирались через Атласские горы. Слева — скалы, справа — обрыв, до которого от колеса сантиметров 10 — 15... Нашу машину со стороны я не видел, но багги, который ехал впереди, периодически так близко подъезжал к краю пропасти, что становилось жутко... Как народ не поубивался — загадка. Мы, кстати, и сами едва не проверили, где там у ущелья дно, — и все из–за плохого обзора. Я слишком резко заложил поворот, машина ударилась о скалу и... встала на два правых колеса. Над пропастью! Ощущеньице, я вам скажу... Обошлось, но впечатлений уже хватит на всю жизнь. А ведь это только третий этап!

День четвертый. Эр–Рашидиа — Уарзазат

Сегодня список жертв едва не пополнил экипаж КамАЗа. Ребята, конечно, виноваты сами, но ведь даже тем, кого не волнует результат, приходится гнать со скоростью 150 километров в час, рискуя однажды пропустить возникшую впереди, словно из ниоткуда, горку, как это случилось с Владимиром Чагиным и Сергеем Савостиным. Как они остались живы — для всех большая загадка. Механики из КамАЗа рассказали, что жизнь экипажу спасла дополнительная балка, вваренная в каркас безопасности буквально накануне старта. Если бы не она, кабину просто сплющило бы. Мы все в шоке: «камазовцы» — всеобщие любимцы. Отличные ребята: всегда подскажут, помогут. Заходили, кстати, недавно в лагерь, спрашивали про МАЗ... А что им ответить: «Не знаю, — говорю, — когда поедут». Хотя, признаться, пора. Россияне на своих КамАЗах целую идеологию создали, и это не говоря о том, что рынок в Африке — бездонный... Нам по пути попадались в основном «Мерседесы» 60–х годов и «Пежо», на которых еще Жан-Поль Бельмондо в своих фильмах ездил.

День пятый. Уарзазат — Тан–Тан

Вечером «старожилы» «Дакара» сказали нам, что главное в этом всем мероприятии — доехать до дня отдыха. Якобы организаторы, усложнив трассу, решили весь «балласт» отсеять до въезда в Мавританию, чтобы с остальными спокойно катить на Дакар. Возможно, такой подход и можно оправдать с точки зрения телетрансляции, но Эльмеру Симонсу — парню из ЮАР, который стал первой жертвой нынешнего «Дакара», уже все равно... Впрочем, здесь, как я понял, весьма своеобразные понятия о жизни и смерти. Несмотря на то что рискуешь ежечасно, об опасности практически не думаешь и в философствования на тему «а ради чего все это и стоит ли победа в гонке человеческой жизни?» не вдаешься. Это уже своего рода война. С собой, с песками, с пустыней... Можно, конечно, сойти, можно оправдать любой поступок, но такие случаи бывают редко. Да и возможность для демарша представляется нечасто: вокруг — пустыня, и, хочешь не хочешь, до лагеря придется доехать... А потому нервные срывы и обмороки — в порядке вещей. Причем многие из подобранных в пустыне обессилевших мотоциклистов не помнят ни того, что с ними случилось, ни того, как они оказались в лагере.

День шестой. Тан–Тан — Зуерат

С утра машину не узнали. Ночью поднялась буря и в момент превратила автомобили в кучи песка. Мыть бесполезно: обдуется по дороге. Пыль в последние дни вообще стала главной проблемой. Если догоняешь кого–нибудь из соперников — видимость моментально ограничивается границами собственного капота. Сигналь не сигналь — уступать дорогу никто не хочет, а потому момента для безопасного обгона можно ждать долго... Приходится рисковать и обгонять вслепую. Для многих такие попытки закончились плачевно. Мы, например, видели багги, сложившийся едва ли не пополам... Правда, от грузовиков все шарахаются, как от бешеных: эти мало того что целые пыльные бури поднимают, так еще и бампером «боднуть» могут.

День седьмой. Зуерат — Атар

Я, конечно, знал, что африканские страны живут бедно, но то, что увидел, просто поражает. В гонке участвует принцесса Сенегала: в Лиссабон она приехала в роскошном автомобиле с эскортом охраны, а сама страна в такой нищете... Соседние, впрочем, не лучше. В большинстве деревень, которые нам попадались на пути, нет ни воды, ни электричества, ни даже названия. Разбросанные в беспорядке посреди пустыни будки из глины, полиэтиленовые или соломенные крыши и грязь... Она везде. Ветер носит по «улицам» мусор (его просто выбрасывают из дому, даже не пытаясь закапывать), на кустах висят пакеты и обрывки какой–то одежды, несколько раз на пути попадались трупы домашних животных — их и не пытаются убирать... На этом фоне два рекламных щита: «Нескафе» и «Дирол» выглядят, словно золотые зубы во рту прокаженного... Вся эта «экзотика», что удивительно, привлекает немало туристов, причем, по статистике, каждый третий из них улетает из Африки со СПИДом. Однако желающих меньше не становится...

День восьмой. Атар

Сегодня у нас день отдыха! Надеялся отоспаться, но все равно, как по звонку, проснулся в 6.00. Привычка... Походил по лагерю. Подошел к техникам. Если среди нас и есть настоящие герои — то это они. Во–первых, маршрут у них немногим проще нашего, а во–вторых, спать им приходится не в разбитых в лагере палатках, как нам, а по дороге — в неудобных спортивных сиденьях, где тебя вдобавок еще и трясет из стороны в сторону. Но ничего — держатся...

В лагере главная задача — не оставлять вещи без присмотра. Воровство среди местного населения — самая распространенная профессия. Причем тащат все: от денег и вещей до дырявых покрышек, за которые друг другу готовы глотки перегрызть. Для них, в лучшем случае зарабатывающих несколько долларов в месяц, «Дакар» — прибыльнейшее предприятие! Вариантов «заработка» несколько. Первый — уже упомянутое воровство. У нашей «технички» местные умельцы умудрились срезать два запасных колеса, привинченных к задней части кузова. В движении! Экипаж даже не заметил: похоже, на одном из горных перегонов кто–то спрыгнул к ним на крышу и отпилил «запаски»... Каждая, к слову, по 120 килограммов весит! Второй вариант — так называемая помощь зала. Официально привлекать местных жителей к выкапыванию застрявших автомобилей нельзя, но в случае чего они всегда с готовностью приходят на помощь. За 20 долларов любой здесь будет руками горячий песок разгребать. Причем очень часто аборигены сами и помогают «посадить» автомобиль. Становятся на пути и не уходят, пока ты не упрешься в них капотом и не остановишься посреди зыбкого участка. А потом, когда экипаж понимает, что «закопался» и сам поехать уже не сможет, услужливо предлагают помощь. Мы, кстати, тоже так попались: я думал, лопатой всех поубиваю, а потом понял: другого способа выбраться просто нет... Такой вот африканский «развод». Третий способ заработка — попрошайничество. «Мсье, дай!» — фраза, которую местные малыши, наверное, произносят раньше, чем слова «мама» и «папа». Сначала мы даже угощали их, но потом, поняв тщетность попыток объяснить детворе, что пакет сока нужно открывать и пить, а не грызть вместе с упаковкой и не прыгать на нем, пока не раздавишь, решили не переводить продукты... Тем более за них там настоящие побоища устраивали.

Дни девятый и десятый. Атар — Тишит — Нема

Вчера не написал ничего. Не до того было... В лагерь только под утро приехали, да и то нам повезло, что организаторы не стали снимать с гонки опоздавших: говорят, к 9 вечера в лагере было всего 12 машин. Мы же очень много времени потеряли, провозившись с латышским экипажем. У них начал кипеть двигатель, и весь день ехали рядом, не теряя друг друга из виду и периодически помогая друг другу выбираться из песчаных ловушек. Ближе к вечеру мы ушли вперед — отметиться на контрольном пункте. Доехали до заправки — их нет. Спутниковый телефон молчит... Пришлось мне 15 километров топать и по окрестным дюнам высматривать, куда они запропастились. Замучался страшно, а их нет... Темнеет... Саша Иннус говорит: «Пока не найдем — никуда не поедем!» Да и я сам понимаю, что бросать ребят посреди пустыни нельзя. К вечеру, слава Богу, нашлись: дотащили мы их до ближайшей деревеньки, откуда можно «техничку» вызвать, и поехали на финиш... Потом без передышки опять на старт: ни помыться, ни поспать. К полудню комбинезон можно было выжимать, рук и ног не чувствую, состояние полуобморочное. Как доехали до лагеря и уснули — уже не помню. Подсчитал, что за последние 2 дня без отдыха провел за рулем 52 часа! Но главное — добрались...

Дни одиннадцатый и двенадцатый. Нема — Нема — Тибухту

Из–за задержек на предыдущих этапах финишировать теперь приходится в темноте. Ориентиров в ночной пустыне никаких, дороги не видно: едем «на ощупь». Зато дважды на пути попадались вооруженные колонны. Зрелище то еще: по пустыне из ниоткуда в никуда движется настоящая армия, вооружению которой позавидовали бы регулярные войска. Все в черном, с автоматами, гранатометами... К нам, к счастью, вопросов у этих ребят не было, но стало как–то не по себе: в этих краях постоянно кто–то с кем–то воюет за кусок безжизненной пустыни, а грабежи и перевороты — и вовсе дело обычное... У кого–то из россиян машину чуть с заправки не увели: хорошо, что французский экипаж заметил и спугнул. Иначе — искать бессмысленно. Полиция есть, но ей, по большому счету, все равно...

День тринадцатый. Тибухту — Кайес

По уровню жизни Мали разительно отличается от Марокко и Мавритании: видно, что эта страна в свое время была «форпостом» СССР в Африке. Вокруг домов появились заборы (кое–где даже покрашенные), крыши на домах сплошь соломенные, дети почти одеты, по–русски многие говорят — цивилизация! Под колесами песок, чередующийся с участками вулканической породы, на которых машину трясет так, что кажется, что сейчас она развалится на части. Многие, кстати, колеса там и оставили... Удивил Робби Гордон: американец на своем «хаммероподобном» багги несется по пустыне как угорелый с классической голливудской улыбочкой, срезая бампером все, что попадается на пути. Камикадзе!

День четырнадцатый. Кайес — Тамбакунда

Самым запоминающимся моментом стала встреча с... баобабом. Последние два дня приходится нестись на бешеной скорости, умудряясь лавировать между термитниками (твердые, как камень, столбы, способные враз превратить машины в кучу металлолома) и баобабами. В одно такое «деревце» мы и вписались, пытаясь увернуться от неожиданно возникшего в пыли грузовика. Причем удар вновь пришелся в Сашину сторону машины: «везет» ему... К счастью, отделались лишь потерей части обшивки и до финиша доехали без проблем... А вот лидеру — «Фольксвагену» Жинеля де Вильерса — не повезло. Мотор стоимостью 750 тысяч долларов не выдержал испытания пустыней и загорелся незадолго до финиша. На войне как на войне...

День пятнадцатый. Тамбакунда — Дакар — Розовое озеро

Наконец–то! Сегодня мы приехали в Дакар! Думали, что на этом все закончится, — как бы не так. В столице Сенегала по старой французской традиции все ценные и значимые объекты расположены в центре. В результате получается, что все машины в городе движутся в одну сторону. На улицах (ширина местами такая, что, образно говоря, два мотоциклиста не разъедутся) — хаос. О таком явлении, как ГАИ, здесь отродясь не слыхали, а потому все: и автомобили, и длиннющие автобусы, и перекошенные грузовики–фургоны без окон и дверей, выполняющие роль маршруток (народ в них запрыгивает прямо на ходу: пассажиры лежат на крыше, висят из окон, сидят на капоте, и каким образом происходит оплата за проезд — можно лишь догадываться) – ездят по одним им известным правилам, полностью игнорируя затесавшихся между ними участников ралли. Аварии — явление регулярное, но человеческая жизнь здесь, похоже, ничего не стоит: одним пешеходом меньше, одним больше... Нам сразу сказали: главное правило здесь — наглость. Мы и поехали: по клумбам, по каким–то стройкам, по встречной полосе, по обочине... Главное — уложились в лимит времени.

Приехали в лагерь и удивились. Когда на старт выходил, то думал: если до Дакара доеду, наверное, с ума от радости сойду. А тут — никаких чувств. Приехали и все тут. «После первого «Дакара» «соскочить» с этого дела сложно, после второго — невозможно», — говорят ветераны рейда, и, похоже, они правы. Оглядываясь на все трудности, которые нам пришлось пережить, я понял, что хочу вернуться сюда. И лучше бы — с полноценной белорусской командой! До встречи, Дакар!

Фото Bang & Olufsen.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter