Как в экзотической провинции Хайнань создают всекитайскую здравницу

Островная точка реформ

Туризм — это инструмент, требующий сложной и долгой настройки. На создание и продвижение нового турнаправления порой уходят десятилетия. Но бывают исключения: одно из них — китайская провинция Хайнань. Точнее, остров, который за 16 лет проделал путь от безвестности до элитного центра международного туризма. Чего это стоило нашим китайским партнерам, на что здесь делают ставку сегодня и почему инвесторы из разных частей планеты готовы вкладываться в бренд под названием «Боао»? Ответы оказались не столь очевидными, как это поначалу представлялось в Минске. 

Символ Боаосского Азиатского форума.

Восточный Давос в рыбацких сетях 

Итак, мы находимся в самой южной точке КНР, со всех сторон омываемой теплым Южно-Китайским морем. Справа по карте от тропического Хайнаня — Филиппины, слева — Вьетнам... Этот остров — одна из провинций Китая, которую последние полтора десятилетия целенаправленно превращают во всекитайскую здравницу. 

Полтора часа на автобусе от аэропорта Хайкоу до точки назначения проходят в созерцании пальм. Кажется, они растут здесь всюду, как сорная трава. Позже мы узнаем, что есть спецпитомники, где их искусственно выращивают, развозят по всему острову, высаживают в специальный грунт, подключают систему полива, ставят подпорки... Вообще, создавать красоту на ровном месте, до неузнаваемости меняя ландшафт, — это такая местная фишка, правило трудолюбия, доведенное до перфекционизма. 

Боао — уютный, свежеотпечатанный яркими красками и дорогими отелями курортный городок на юго-восточном побережье Хайнаня. Глаз здесь радуется и отдыхает — вместе с миллионами туристов, которые ежегодно приезжают сюда покупаться и предаться тропической неге. Сложно поверить, что в конце 1990-х это был заштатный рыбацкий поселок с населением около 1000 человек. Без водопровода, с единственным магазином на всю округу. Сегодня здесь самая высокая концентрация люксовых отелей на Хайнане и поля для гольфа, ничем не уступающие шотландским.

Шумные улицы Боао.

...В этих краях все круто изменилось в 2001 году, когда в специально отстроенной фешенебельной зоне Боао прошел первый Азиатский форум. За 17 лет городок у самого южного моря превратился в этакий восточный Давос, где ежегодно встречаются обсудить международную повестку мировые лидеры. Подарок судьбы местные жители оценили быстро, взяв на вооружение новое экономическое сознание. Теперь многие «едят свою плошку риса» исключительно благодаря туриндустрии. И строят далеко идущие планы. 

— Это правда, за 15 лет здесь все изменилось до неузнаваемости, — беседуем в прибрежном кафе с Чаном — прилично одетым мужчиной, который курит ароматные сигареты и носит на руке хорошие часы. — Сегодня вы вряд ли найдете в городе кого-то, кто занимался бы рыболовством или жил с земледелия. У нас стремительно развивается сфера услуг: персонал пятизвездочных гостиниц, инструкторы по гольфу, работники прачечных и ателье, кофеен и семейных гостиниц. Мои родители жили с рыбной ловли, тому же обучили и нас с братом. Отец до сих пор не может поверить, что у меня собственные мини-яхты, которые я круглый год сдаю напрокат туристам и с которых имею постоянный доход. 

На родине китайских долгожителей

Протяженность береговой линии Боао — 41 километр. Почти вся она застроена современными отелями класса люкс: белый песок, пальмы в стиле баунти и кокосы на пляже. Но поразило не это: прогуливаясь вечером по городу, мы видели целый квартал дорогих гостиниц с черными окнами. Они пока еще не работают, просто построены наперед, сданы под ключ и ждут своего часа, ведь земля здесь стремительно прибавляет в цене. Вместе с брендом «Боао».

Протяженность здешней береговой линии — 41 км.

— Ну, история про рыбацкую деревушку в джунглях — это такая изящная метафора для приезжих. Разумеется, место для масштабного Азиатского форума выбирали с дальним прицелом: здесь уникальная заповедная природа, морской тропический климат, особая островная диета и термальные источники. Чтоб вы знали, именно здесь, на Боао, — родина китайских долгожителей, — стоим на террасе и любуемся видом на взморье вместе с Чанглу, владельцем одного из отелей. — Наше правительство и руководство провинции последовательно на протяжении уже лет 15—20 превращают остров Хайнань во всекитайскую здравницу и престижное курортное направление для иностранцев. Лично я считаю, что ежегодный форум для стран Азии, который собирает в Боао мировую политическую и бизнес-элиту, — лучшая реклама туриндустрии. В эти дни здесь не протолкнуться и практически невозможно снять номер: гостиницы переполнены членами делегаций и дипломатами. Улицы патрулируют военные и полиция. Но форум заканчивается — и к знаменитому фонтану с глобусом и Дворцу конференций устремляются толпы туристов, которые хотят окунуться в мировую закулису и отдохнуть там, где еще вчера сверяли часы президенты. 

Азиатский форум лишь вершина айсберга международной активности Боао. За 17 лет небольшой курортный город стал центром ивент-туризма, притягивающим крупнейшие страновые конференции и статусные международные симпозиумы. Одни заканчиваются — другие тут же начинаются. Только за прошлый год благодаря этому бесконечному конвейеру Боао посетили более 8 млн гостей и туристов. В общем, большая политика, локомотивом тянущая за собой туриндустрию, очень удачный ход, который стоит взять на заметку. 

«Лэчен» — индустрия здоровья 

Еще одна жемчужина, которой по праву гордятся на Хайнане, — медицинский кластер «Лэчен». Сказать, что этот объект изумляет, не сказать ничего. Описать его, сравнив с чем-то похожим в Беларуси, пока едва ли получится. Разве что мысленно представить медицинский городок размером с технопарк «Великий камень», в котором все подчинено одной цели: здоровьесберегающим технологиям нового поколения. 

В центре охраны здоровья «Йилинг» применяются мировые технологии диагностики и лечения. 

Пока мы едем из Боао в соседний Цюнхай, гид коротко рассказывает о масштабах и значении стройки, которую нам предстоит увидеть:

— Это пилотный для Китая медицинский кластер, расположенный неподалеку от главной площадки проведения Боаосского Азиатского форума, на берегах реки Цан Цзюань. Площадь отведенного под застройку участка превышает 20 квадратных километров. Здесь есть собственный аэропорт, железная дорога и скоростная магистраль, напрямую ведущая в столицу провинции — Хайкоу. По сути, это город, погруженный в уникальную тропическую природу и делающий ставку на элитный медицинский туризм.

То, что мы увидели, выйдя из автобуса, — территория размером в несколько футбольных полей, на которой с размахом строятся суперсовременные клиники мирового уровня. Некоторые из них уже готовы и сияют на солнце новыми фасадами. Часть — в стадии завершения. Остальные только-только проклюнулись над уровнем фундамента. Во всем чувствуются основательный государственный подход, огромные инвестиции и беспрецедентные скорости строительства.

Пилотный медицинский кластер «Лэчен»: здесь появится 41 000 рабочих мест и будут постоянно проживать 56  000 человек.

— Возведение этого уникального медкластера Госсовет Китая одобрил в 2013 году. Вот снимки того периода: вы можете сравнить, — улыбчивая китаянка с безукоризненным английским указывает поинтером на стенд, где на фото видно лишь пустое песчаное плато среди джунглей. — Уже в декабре 2015-го здесь сдана первая очередь из семи объектов. Сейчас их число приближается к 15, а всего на территории кластера согласовано строительство 35 особо важных медучреждений. И, можете не сомневаться, они появятся в срок: скорости строительно-монтажных работ увеличены в 6,4 раза и уже побили все существующие местные рекорды.

Медкластер — это целый город здоровья.

О мудрости и вкусе жизни

Мы склонились над огромной картой-макетом застройки медкластера «Лэчен». Она светится огнями и лишний раз подчеркивает масштаб задумки: нам показывают десятки центров, которые будут заниматься здравоохранением, профилактикой, реабилитацией, медициной красоты, борьбой со старением, а также новейшими научными исследованиями... Вопрос, который вертится на языке у всех присутствующих: за чей счет вся эта роскошь в белых халатах и в чем главная цель мегапроекта? 

— Этот кластер — пилотная зона, беспрецедентный эксперимент, на который пошло китайское правительство. Для всего Китая он должен стать моделью медтуризма, образцово-показательной зоной по привлечению талантов в сфере медицины. Кластеру предоставлен целый ряд преференций, которые широко распахивают двери международным инвесторам. В частности, речь идет об упрощенной аккредитации иностранных врачей, технологий и оборудования. А также медикаментов, получивших сертификацию на международном рынке. Дается добро на проведение особых исследований, включая работу со стволовыми клетками. Упрощаются правила доступа в Китай иностранного капитала и работа предприятий с иностранным участием. В основу положена прозрачная правовая база, которая делает крайне выгодным для лучших клиник мира открывать здесь свои филиалы и заниматься наукой. По самым скромным оценкам, в «Лэчене» смогут постоянно проживать 56 000 человек, здесь появится 41 000 рабочих мест, а валовый ежегодный доход главных предприятий превысит 100 млрд юаней в год.

Создавать красоту на ровном месте — правило трудолюбия, доведенное до перфекционизма.

Что же увидит за этой броской витриной передовых медицинских достижений простой турист? Нам наглядно продемонстрировали это в одном из открытых и уже работающих центров по охране здоровья — «Йилинг».

Назвать это ультрасовременное 10-этажное здание центром будет не совсем правильно. Точнее, совсем не правильно. По нашим меркам это огромный РНПЦ, в который входят еще 7 профильных мини-институтов. Один из них, например, занимается традиционной китайской медициной (с ее 5000-летними традициями, тибетскими, монгольскими, хайнаньскими и прочими практиками). Второй использует технологию стволовых клеток для омоложения лица и тела. Третий занимается клеточной и генной биомедициной по стандартам GMP, геномикой, клеточной геномикой и стволовой клеточной терапией. К слову, именно здесь расположен крупнейший в Китае банк стволовых клеток, в котором находятся иммунные и жировые клетки, фибробласты. Открыты здесь также отдельные центры: диагностики, профилактики здоровья, высокоточных медицинских исследований, внедрена система управления здоровьем 6S... Но самый интересный для туриста объект — однозначно! — центр познания вкуса и мудрости жизни. 

Представьте себя в пропитанной ароматизированными маслами обстановке. В покоях, изящно меблированных в духе династии Цинь. В сопровождении гуру вы наслаждаетесь церемонией китайского чаепития, учитесь азам каллиграфии, затем играете в шахматы, берете аккорды на древних музыкальных инструментах и постигаете философию единства тела и духа с истинными мастерами кунг-фу. По правде, даже демо-версия всех этих таинств нормализует давление и повышает жизненный тонус.

Фонтан с глобусом и Дворец конференций — излюбленное место для фотосессий. 

Не буду долго описывать дизайн и комфортабельность номеров, кинозалов, террас и бассейнов на крыше, которые нам продемонстрировали китайские друзья. Скажу лишь, что здесь применяются самые топовые материалы и технологии, не заслоняющие при этом шарм китайского колорита. 

Мой вопрос о том, на кого рассчитаны центры, подобные этому, осторожно повис в воздухе. В первую очередь это, конечно, китайский средний класс и выше, жители укутанных смогом мегаполисов, а также зажиточные граждане из азиатских стран, окружающих Китай. Две недели отдыха в этом центре с полным набором процедур, например, обойдутся в 3—4 тысячи долларов. Но, как ни странно, туристов из стран СНГ здесь тоже ждут. Об этом говорит хотя бы тот факт, что спортинструктора Светлану специально пригласили сюда работать из Москвы. И не только ее. 

Все должно сложиться!

…Не скрою, по-хорошему позавидовал жителям этой островной тропической провинции. И дело вовсе не в климате и не в теплом море. Местная туротрасль смогла естественно и легко соединить, казалось, несоединимое — высокие туристические и медицинские технологии Запада с тысячелетней историей Китая. Здесь научились в рекордные сроки создавать оазисы любой сложности, даже если при этом нужно отвоевать у моря несколько сот метров береговой линии. Выстроили эффективную систему продвижения своего турпродукта, используя самые передовые платформы: большую политику, крупные медиафорумы, событийный туризм.

Многие гостиницы построены наперед, сданы под ключ и ждут своего часа.

И последнее. Здесь, на китайской земле, в тропиках, мы отчетливо осознали правильность мер, которые наша страна предпринимает для развития национального туризма. Речь идет и о колоссальном подъеме сети агроусадеб. И о расширении палитры международных, национальных и региональных фестивалей. О ставке на проведение в Беларуси спортивных соревнований мирового уровня. И, разумеется, об увеличении срока безвиза для иностранцев. Все это важные и очень нужные кусочки туристического пазла. И пусть не сегодня, но завтра из них непременно сложится притягательный образ страны. Бренд, познакомиться с которым захотят миллионы.

Matveev@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter