Острова преткновения

Потери от возможного конфликта превзойдут выгоду от захвата крошечного архипелага

Потери от возможного конфликта превзойдут выгоду от захвата крошечного архипелага

Отношения между Японией и Китаем регулярно переживают обострения, в этом плане нынешнее обострение не кажется чем-то уникальным.

С другой стороны, показательно то, что, несмотря на огромный объем взаимной торговли (более 300 млрд долларов в год) и инвестиций, политические отношения между сторонами не улучшаются, воспоминания о войнах, в которых стороны демонстрировали крайнюю жестокость по отношению друг к другу, остаются в них доминирующими. Дополнительным фактором становятся внутриполитические цели японского и китайского руководства. Демократическая партия Японии испытывает сегодня все большую неуверенность относительно своих дальнейших политических перспектив, поэтому считает необходимым как можно чаще проявлять себя в роли защитницы национальных интересов. В руководстве КПК уже несколько лет идет активная дискуссия по поводу того, до какой степени Китай должен позиционировать себя на мировой арене как новая сверхдержава с соответствующими амбициями и интересами. Хотя пока окончательного решения по данному вопросу не принято, Пекин демонстрирует все более жесткую позицию по всем вопросам, где затрагиваются его национальные интересы, особенно если речь идет о событиях вблизи его границ.

Острова, называемые в Японии Сёнкаку, а в Китае Дяоюйдао, конфликт из-за принадлежности которых служит основной причиной нынешнего обострения китайско-японских отношений (как и большинства предыдущих обострений), сами по себе не нужны ни одной из сторон из-за своей малой площади (около 7 кв. км) и невозможности ведения на островах хотя бы какой-то хозяйственной или военной деятельности. Однако их государственная принадлежность важна с точки зрения разграничения шельфа и экономической зоны двух стран. На шельфе в районе островов могут находиться значительные запасы нефти, акватория вокруг островов богата биологическими ресурсами. Таким образом, интерес к островам имеет для обеих стран вполне практический интерес. Кроме того, очень сильны соображения национального престижа, не позволяющие ни Токио, ни Пекину идти на уступки.

В тоже время для обеих сторон крайне нежелательно доводить дело до реального военного столкновения. Хотя Китай сегодня имеет довольно значительное количественное превосходство над Японией в боевых самолетах и кораблях, оно не настолько велико, чтобы обеспечить ему решительную победу. Потери же от подрыва торговли у обеих стран окажутся просто колоссальными.

Отдельно необходимо сказать о позиции США, которые имеют с Японией договор о коллективной обороне. Нет сомнений, что США не имеют ни малейшего желания конфликтовать с Китаем, с другой стороны, Вашингтон не может не выполнить обязательства по отношению к Токио, иначе произошла бы немедленная и полная утрата геополитических позиций США в Азии и в мире в целом. Официальные лица США уже заявили о том, что считают острова Сёнкаку принадлежащими Японии, поэтому на них распространяется договор о коллективной обороне. Чрезвычайно примечательно, что во время прошлогоднего обострения российско-японских отношений по курильской проблеме Вашингтон заявил, что хотя и поддерживает в данном вопросе позицию Японии, но поскольку она де-факто не контролирует Южные Курилы, на них действие американо-японского договора не распространяется, чем сразу избавил Токио от ненужных иллюзий.

Поэтому и Токио, и Пекин сделают все, чтобы избежать войны, ограничившись психологическим (типа митингов, погромов магазинов или отправки к спорным островам множества рыболовных шхун) и, возможно, экономическим давлением друг на друга.

В будущем, однако, ситуация может измениться, поскольку баланс сил как в воздухе, так и на море быстро меняется в пользу Китая. Темп строительства новых самолетов и кораблей в Китае даже не в разы, а на порядки выше, чем в Японии, причем этот темп с каждым годом лишь нарастает. Даже США не имеют возможности строить одновременно более 10 крупных надводных кораблей, как это происходит сейчас в Китае. Поэтому к концу нынешнего десятилетия может сложиться положение, при котором  Пекин получит возможность гораздо более эффективного политического давления на Токио в вопросе принадлежности островов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter