ОСТОРОЖНО: ОКРАШЕНО!

85 процентов школ готовы к началу учебного года Заниматься ремонтом особенно полезно школьникам. А вот у некоторых взрослых необходимость подкрасить и оклеить вызывает аллергию. В деревнях всегда все делалось гуртом, толокой. Вот и на этот раз по призыву директора Засульской средней школы Столбцовского района Татьяны Гаранович, вооружившись лопатами, косами, ведрами, на трудовое родительское собрание собрались более 40 человек. Надо привести школу в порядок после ремонта — вынести строительный мусор, вымыть, прибрать. Как не помочь, если в прошлом сами родители — выпускники этой школы, а учебное заведение в октябре готовится отпраздновать солидную и емкую дату — 140-летний юбилей. Ремонт школы проведен в рамках государственной программы возрождения села. Согласно ей руководство СПК “Каганец” выделило один из недавно построенных рядом со школой домиков семье учителя Сергея Кухарчика.

Сельчане сохранили традицию бережного и уважительного отношения к учителю. Несмотря на страду, они находят время зайти в школу, а руководители хозяйств не пытаются отказаться от роли шефов. Горожане, особенно минчане, к сожалению, все чаще воспринимают педагогов как поставщиков образовательных услуг.
— Бесплатное среднее образование оплачивается дважды, — веско заметил на собрании отец одного из одноклассников моего сына. — Налогами, которые перечисляет в бюджет бухгалтерия предприятия, и моими взносами в фонд попечительского совета школы.
Тем не менее, когда классная предложила перестелить в кабинете линолеум и установить на солнечной стороне жалюзи, он покорно достал кошелек. Линолеум под каблучками старшеклассниц к весне местами превратился в лохмотья. И без жалюзи в классе было по-настоящему жарко.
К тому, что выделяемых школам на ремонт денег на все необходимое не хватает, родители давно привыкли.

Труд может превратить ученика в хозяина школы

Чем старше и крепче становится мой сын, тем больше я утверждаюсь в мысли, что слухи о переутомлении школьников сильно преувеличены.
Представьте себе 14-летнего детинушку, который, встав на цыпочки, почти достает до потолка нашей квартиры и задумчиво кладет подбородок на отцовский турник. Раздумывая по утрам, что вкусного приготовить ребенку и чем занять его свободное время, я чувствую себя мухоловкой, озабоченной воспитанием огромного кукушонка. И очень жалею, что не осталось в моем роду деревенских бабушек, которые остро нуждались бы в физической помощи по хозяйству.
Недавняя командировка в Бобруйск подтвердила, что не одна я хочу устроить своему школьнику трудовые будни. Самым массовым видом летней занятости детей и подростков в городе стали трудовые объединения школьников. Из 23 тысяч бобруйских школьников 17 739 поработали летом в трудовых объединениях. 293 старшеклассника еще весной записались в трудовые отряды по вторичной занятости.
— В развлечениях душа не воспитывается, — удовлетворенно прокомментировала цифры главный специалист отдела образования Бобруйского горисполкома Светлана Бурлакова. — Мне кажется, если человек до 18 лет не научился трудиться, он уже не захочет это делать.
Познакомить с различными видами добровольного детского труда согласилась директор Бобруйской средней школы № 27 Наталья Коновалова.
Вместе с ней мы отправились на обзорную экскурсию по школе. Директор не без гордости показала альпийскую горку (“камни пришлось укладывать при помощи крана”), выложенную черной резиной беговую дорожку (“на стадионе “Спартак” к “Дажынкам” меняли покрытие, мы их старое и приспособили”), питомник с молодыми ивами и каштанами (“а здесь вообще была свалка”). На пришкольной территории хозяйничали старшеклассники под руководством учительницы химии и биологии Натальи Беспальчей. В библиотеке тоже кипела работа: бригада добровольцев ремонтировала книги. В кабинетах старшеклассники и учителя что-то подкрашивали и подклеивали. Это и есть добровольные трудовые объединения учеников. За работу детям не платят, но на общем энтузиазме данный факт никак не отражается.

— Мы в центре города, кругом асфальт, а дети с удовольствием работают на земле и делают что-то своими руками, — объяснила Наталья Коновалова. — Чем больше труда ребенок вкладывает в школу, тем больше любит ее.
Под руководством учителя Александра Костина мальчишки из трудового отряда ремонтировали мебель. Если потрепанному жизнью школьному столу сменить “крышу” и перекрасить металлические ножки, получается совершенно новое изделие по смешной цене. Ремкомплект для стола стоит 10 тысяч рублей, а новый стол — 57 тысяч. Выгодно и школе, и детям, ведь трудовые отряды работают по договорам с управлением по труду, социальной защите и занятости населения. С “бойцами” заключают договор, им делают первую запись в трудовой книжке и выплачивают первую зарплату.
— Наверное, купишь на эти деньги мобильник? — спросила директор одного из работающих старшеклассников.
— Маме отдам, — коротко и серьезно объяснил он.
Вопрос о мобильнике был не случайным: год назад подросток украл у сверстника сотовый телефон, за что и был поставлен на учет в ИДН. Его мама тогда пролила много слез: отца в семье нет, живут они очень бедно. Показать ребенку, что всего в жизни можно добиваться своим трудом, до сих пор было некому.

Обжегшись на ремонте...

В понедельник в одном из районных судов Минска начался процесс по обвинению директора столичной школы в хищении средств.
Сочувствующие педагогу учителя и родители сравнивают школу до прихода этого руководителя и сейчас: человек навел в учреждении образования образцовый порядок. От директоров требуют привести школу в надлежащий вид, даже если выделяемых из бюджета денег для этого недостаточно. На месте несчастного подсудимого, говорят они, мог бы оказаться каждый третий директор школы.
— В Минске на ремонт школ к новому учебному году выделено рекордное количество средств — почти 89 миллиардов рублей, — заочно возражает начальник управления развития материально-технической базы Министерства образования Лидия Зайцева. — Если разделить эти деньги на 250 столичных школ, получится примерно по 360 миллионов рублей. Школам хватает на самое необходимое. Другое дело, что все хотят жить хорошо и сделать свою школу красивее и современнее, чем соседние...
Примерно 85 процентов школ Беларуси готовы к новому учебному году. Правда, паспорта готовности получили не более 15 процентов учреждений образования: комиссии не успевают объехать все объекты.
В остальных школах продолжается ремонт: замена инженерных коммуникаций, окон, кровель, утепление стен. По словам Лидии Зайцевой, на подготовку школ к новому учебному году выделено 202,5 миллиарда рублей из 320 миллиардов, предназначенных для всех учреждений образования страны. 1 января 2008 года в Беларуси насчитывалось 3867 школ. К 1 сентября, к сожалению, цифра округлится: 67 школ будут закрыты по причине нехватки учеников и ветхости зданий. Несложные подсчеты показывают, что среднестатистическая школа получит куда более скромную сумму, чем столичная, — около 53 миллионов рублей. Хватит ли этого, чтобы встретить детей красивыми классами, или директору и попечительскому совету вновь придется просить родителей доставать кошельки?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter