С нашими гражданами за рубежом порой расплачиваются поддельной валютой

Осторожно, фальшивка!

Пойти в обменник на пару минут и потерять день? Легко. Только в Брестской области в прошлом году на фальшивках попались 82 жителя региона. Купюры несли без злого умысла, даже не зная, что дают кассиру «липу».

Коллаж Олега Попова
Геннадий Кинчак из Дрогичинского района — один из них. Фальшивку номиналом 5000 российских рублей (чуть более 170 белорусских) он получил на оптовом рынке «Фуд Сити» в Москве при расчете за товар:

— У нас несколько подворий. Выращиваем на продажу ягоды. Первый урожай лучше идет в Москве. Группируемся по 3–4 человека, загружаем товар в бус, везем где-то тонну. Продаем на продуктовом рынке. Там с нами рассчитываются наличкой. Кто ж знает, где в этой пачке выскочит фальшивка. У меня такое первый раз, хотя у нас в районе многие жалуются на подделки…

Юго-западное Полесье с российскими регионами не граничит, однако именно его жители попадают в группу риска. Больше всего это касается Дрогичина, Пинска, Столина, Барановичей… Это сельскохозяйственные края, где сильно развито фермерство, выращивают ягоды, фрукты, овощи. Часть урожая расходится на местных оптовых рынках, например в Ольшанах Столинского или Дворце Лунинецкого района. Но московские цены, разумеется, более привлекательны.

В начале июня прошлого года, когда клубника уродилась на славу, оптовики-перекупщики сбивали цену до 20 копеек за кило. Рубль-два — это уже хорошая стоимость. Но на «Фуд Сити», говорит Геннадий Кинчак, за килограмм ягоды предлагают от 60 российских рублей (около двух наших) до 250 (где-то восемь в эквиваленте). Когда речь идет даже о тонне — овчинка выделки стоит. Тем более что на малину, которой занимается Геннадий, в Беларуси оптовый спрос невелик. Другое дело крупнейший оптово-розничный продовольственный центр России, созданный, к слову, по аналогии с гигантским оптовым продовольственным рынком «Ранжис» под Парижем. Его открыли в 2014 году, дабы гарантировать сбыт сельхозпроизводителям продукции и обеспечить жителей столицы свежими товарами.

Сбыт гарантирован, но от рисков никто не застрахован. Геннадий Кинчак до сих пор с неохотой вспоминает тот день, когда пришел в обменник одного из брестских гипермаркетов с выручкой в 679 тысяч российских рублей с копейками. Пятитысячная фальшивка затесалась в стопке аналогичных подлинных купюр:

— Неприятно, конечно, очень. Нервный стресс был большой. Я добропорядочный гражданин, никогда закон не нарушал, а тут милиция, объяснения. Хорошо хоть оперативники отнеслись с пониманием.

К слову, выручка делится на владельцев нескольких подворий, а бус отправляется в российскую столицу не каждый день — как поспеет урожай. Минус расходы на топливо, амортизацию машины. Да и ягоды — прибыль сезонная, три месяца год кормят.

Впрочем, Геннадию, можно сказать, повезло. Из всей пачки «выстрелила» только одна банкнота. А сколько еще их могло бы оказаться там? И сколько ходит из рук в руки по стране или лежит в «кубышках», дожидаясь своего часа? Остается гадать. Только с начала этого года в обменниках Брестской области уже «всплыло» семь поддельных купюр. Старший оперуполномоченный УБЭП УВД Брестского облисполкома Юрий Хворягин листает свежие оперативные сводки:

— 22 января задержан брестчанин, который пытался предъявить к обмену поддельную пятитысячную купюру ЦБ России. Объяснил, что деньги ему дал приятель, который привез их с заработков в Москве. Еще одну фальшивку таким же номиналом уже в феврале в Бресте в банк принес директор частной фирмы. С его слов, он также получил ее в России.

Так что на фальшивках попадаются не только фермеры, но и те, кто едет к восточным соседям на заработки. Именно из России, по словам Юрия Хворягина, к нам идет больше всего подделок — 37 фактов из 82. На втором месте — Польша, 12 фактов. 9 — Украина. Остальное — единичные случаи из дальнего зарубежья.

Многие даже не помнят, откуда в их кошельках завелась поддельная купюра, да и выяснить ее происхождение в принципе нереально, ведь не факт, что с потерпевшими рассчитывались фальшивками намеренно, а значит, «липа» могла переходить из рук в руки уже несколько лет. Жалобы здесь приходится писать только на себя, ведь даже уголовные дела по розыску настоящих фальшивомонетчиков должны вести внутренние органы тех стран, откуда вывезли ненастоящие купюры.

Новые средства защиты взломаны?

В Беларуси появились подделки новых стодолларовых купюр. Об этом на днях сообщили в Госкомитете судебных экспертиз Беларуси. Так, 17 февраля в Лиде местный 61-летний житель принес в банк три купюры номиналом 100 долларов. Банкноты вызвали сомнения в подлинности у сотрудника банка, о чем было сообщено в милицию.

Мужчина пояснил, что банкноты он обменял у неизвестного гражданина на рынке еще несколько лет назад. Купюры были направлены на исследование в Лидский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз. Одна банкнота оказалась настоящей, а вот две другие — фальшивки.

В ГКСЭ обращают внимание: модернизированные банкноты номиналом 100 долларов выпустили в США около пяти лет назад, и до недавних пор воспроизвести их новые средства защиты злоумышленникам не удавалось. Однако с начала года на исследование в экспертные подразделения области уже второй раз попадают фальшивые стодолларовые купюры нового образца.

КСТАТИ

В поле зрения наших бдительных кассиров стали попадать новые пяти- и десятирублевые белорусские купюры. Они от предыдущих немного отличаются цветом — более яркие. Но это подлинные банкноты. В них есть дополнительные защитные элементы, однако отсутствуют некоторые реквизиты, имеющиеся в старых, 2009 года выпуска. Кассиры же порой по незнанию нажимают тревожную кнопку…

СМОТРИ В ОБА

Чаще всего на исследование с признаками подделки поступают стодолларовые купюры, российские рубли номиналом 1000, 5000, реже — евро и белорусские рубли. По словам старшего эксперта управления Государственного комитета судебных экспертиз по Брестской области Дмитрия Федуна, в последнее время дельцы стараются приблизить качество фальшивки к оригинальному денежному билету, имитируя способы защиты, по которым, как правило, люди и пытаются определить подлинность купюры.

Фото управления ГКСЭ по Брестской области


— В практике встречаются случаи применения злоумышленниками блестящей краски, фольги, имитации перфорации на купюрах. На такое «творчество» идут фальшивомонетчики, стараясь подручными средствами воспроизвести процесс изготовления денежного билета. Но это скорее исключение, чаще всего на исследование поступают купюры, распечатанные на принтере.

Подделку, уверяют эксперты, можно распознать по серийным номерам — в подлинных денежных билетах они выполняются способом высокой печати, на ощупь — рельефные. Кроме того, продолжает Дмитрий Федун, серийные номера на разных купюрах не должны совпадать:

— Иногда к нам на экспертизу поступает по несколько купюр белорусских рублей с признаками подделки. Как правило, они имеют одинаковый серийный номер. Становится очевидным общность их происхождения. Качество подделки наших рублей низкое, поэтому распознать фальшивку может даже неспециалист.

Самыми ходовыми у фальшивомонетчиков остаются стодолларовые купюры. Здесь уже для подделки (полной или частичной) они используют различные варианты: распечатывают на цветном принтере «банкноту», имитируя защитные элементы, доклеивают изображения. Что касается евро, эта валюта с признаками подделки в практике брестских экспертов встречается редко и, как правило, речь идет о номиналах 200 и 500.

mityakov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter