Скульптор и фотограф Евгений Колчев объясняет разницу между скульптурой и фотографией

Остается только главное

Cкульптор Евгений Колчев выдвинут на соискание Национальной премии в области изобразительного искусства. Удивительное в этом явлении то, что представлять свое творчество он будет как автор двух портретов народного художника Мая Данцига. А портреты эти не из мрамора или бронзы, а фотографии!

Евгений Колчев

Об одном и том же событии, явлении, человеке люди разных профессий расскажут по–своему. Портной обратит внимание на крой костюма, стоматолог — на улыбку, парикмахер — на прическу и так далее.

Евгений Колчев — скульптор, но стал известным в первую очередь как интересный, на других не похожий фотограф. В его послужном списке уже восемь персональных фотовыставок как в нашей стране, так и за рубежом.

Три грации

Люди на его снимках напоминают скульптуры. Иногда это рельефы и контррельефы, памятники, бюсты, отчеканенные медали или монеты. Там убрано, как бы вымыто все сиюминутное, второстепенное. Осталось только самое главное.

Короче, Евгений Колчев, фотографируя кого–то — лепит, вырезает, высекает, отливает, выпиливает, отсекает лишнее. Иногда его портреты похожи на бронзовые римские бюсты, иногда на памятники. И как положено в таких случаях, натура выглядит значительно, важно, даже торжественно. Я поинтересовался у Евгения, как он пришел в фотографию?

Евгений Евтушенко

— Начал еще в художественном училище благодаря педагогу Исакову, который вел кружок. Он сам много снимал: рассветы, закаты, любые красоты нашего края. Все это показывал нам — своим ученикам. Я даже помню, как купил свой первый фотоаппарат. Но не для того чтобы стать фотографом, а скорее как подспорье в работе. Вспомни, мы тогда все хорошо рисовали с натуры, а по воображению, по памяти не умели. Вот я и фотографировал, чтобы не забыть.

Валерий Ведренко

В наше время толчком к активной работе с изображением стал для меня интернет. Появилась возможность показывать свои снимки и мгновенно получать отклик. Что–то менять, дорабатывать, улучшать. Это как выставка, где ты видишь все в реальном времени, — рассуждает Евгений, прохаживаясь по своей мастерской, рядом со стеллажом, на котором теснятся его скульптуры. Портреты друзей, лошади, собаки, эскизы памятников и мемориальных досок.

— А как реагируют пользователи интернета на твои работы?

— Очень по–разному. Узнают персонажей, хвалят, иногда критикуют и довольно резко, но я к замечаниям отношусь спокойно.

На танцполе

Евгения Колчева с фотоаппаратом в руках можно встретить почти на каждом вернисаже или другом значимом событии в изобразительном искусстве. Вот эта среда — художники, скульпторы, критики, коллекционеры и зрители — собственно, его материал, натурщики. Сам фотограф это объясняет тем, что постоянно вращается в этой среде. Многих творцов знает, дружит и хорошо понимает. Иногда он старается быть невидимым. Прячется за колоннами, выглядывает и делает несколько снимков. К нему на подобных мероприятиях привыкли, но сказать, что не замечают, — будет неправдой. Замечают, косятся, улыбаются и даже стараются держать придуманный себе образ.

— Мне интересно наблюдать за людьми. Недаром говорят, что возраст красит человека. И с годами ты получаешь то лицо, которое заслужил. Раньше я много лепил портретов, и все эти наблюдения и рассуждения о характерах мне близки и понятны. К сожалению, в последнее время леплю редко — нет заказчиков. А вот с появлением цифровой фотографии все это как бы вернулось.

Май Данциг

— А как все началось, как возник твой метод и стиль?

— Я люблю наблюдать, а не подсматривать. Однажды на выставке со мной оказалась камера. Я волновался, стеснялся, но преодолел себя и начал снимать. Это очень интересно, когда человек не позирует, а ведет себя естественно. И я понял, что каждый, на кого я навожу камеру, по–своему красив. Но бывает, что меня просят убрать тот или другой снимок. Ведь у каждого из нас есть какой–то сложившийся собственный образ, а тут я взял и показал его не таким. Всегда убираю.

Не люблю, когда мои коллеги выставляют в интернет неотобранные, неотредактированные снимки. Сам так не делаю.

Андрей Заспицкий

— Евгений, так фотография — искусство?

— Да! Такое же, как живопись, графика... Я стараюсь увидеть в каждом, кого снимаю, образ. А фотошоп помогает убрать лишнее, какие–то мелкие детали, грязь. Стараюсь использовать все возможности современных цифровых технологий. Это дает определенную свободу, помогает лучше раскрыть образ.

Игорь Лученок

— Тебе не мешает в работе фотографа твоя первая профессия скульптора?

— Если бы я был графиком, то наверняка и снимал бы по–другому. А здесь меня интересуют свет, масса. Фотография настолько же сложна, как и другие области изобразительного искусства. И сам процесс очень сложный. Но здесь бывают чудеса. Недавно я узнал про американца, который с обычным фотоаппаратом ездил с музыкантами в фургоне и все время снимал... Эти пленки и фотографии валялись много лет, а потом их нашли, напечатали большие снимки. Те кадры произвели фурор. И автора отыскали, кажется, он автомехаником работал. Провели большую выставку. Ему предложили преподавать, учить фотографии, делиться опытом, а он отказался. Сказал, что ему это уже неинтересно.

Николай Бакуменко

И вот что еще за собой замечаю. Мне нравится японское и китайское искусство, потому что в нем присутствуют спонтанность и импровизация. Там велик процент случайности. И в этой случайности, когда вдруг чувствуешь, что попал, большая радость. Может, именно поэтому я не люблю снимки постановочные, когда все выверенно и неподвижно... Но это мое, у других фотографов иначе.

— Женя, я тебя сорок лет знаю, а расскажи свою биографию для читателей.

Молодость

— Скажу сразу, что я из рабоче–крестьянской семьи. Не люблю, когда начинают биографию выдумывать и рассказывать о предках–дворянах... Родился в Минске, в Заводском районе, на улице Филатова. Отец работал сварщиком и трагически погиб на заводе. Я его не помню, но знаю, что он прекрасно играл на аккордеоне, рисовал, объездил весь Советский Союз. Мне от него досталась фамилия, как говорят люди знающие — болгарская. Мама замуж так и не вышла — поднимала меня и старшего брата. Она отдала всю себя нам. Сегодня я это понимаю. Она знала, что мальчишек надо загружать так, чтобы свободного времени не оставалось. Я занимался фигурным катанием, рисовал, лепил, ходил на бокс, в музыкальную школу... Да чем я только не занимался. Хотел поступать в музыкальное училище в Молодечно, но в последний момент все изменилось. Я познакомился с художницей Ириной Глазовой, она посмотрела мои работы и предложила без подготовки поступать в художественное училище на отделение скульптуры. Но музыка меня не отпустила — дочка стала музыкантом. Учиться было тяжело, но справился, и мне даже направление в институт дали. Поступил. Окончил. Занимался и занимаюсь скульптурой. Работал в Китае, Польше, Германии... Но со скульптурой сейчас сложно, она почти не востребована. Все больше и больше времени я уделяю фотографии. Мне это нравится.

Вот такой он — скульптор–фотограф Евгений Колчев.

ladzimir@источник

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter