Календарь и традиции. 16 — 22сентября 2019 года

Особый свет осени

Вторая половина сентября и начало октября часто сопровождаются небольшим возвратным потеплением, получившим название бабье лето. Перед долгой зимой природа старается еще раз побаловать нас ласковым солнышком, в сверкающих лучах которого летает невесомая паутинка — фирменный знак бабьего лета.



Именно в такое время в огородах заканчивается уборка урожая: свеклы, моркови, брюквы… Нужно еще лущить и перебирать фасоль, плести золотистые вязанки лука и тугие косички чеснока. Все это традиционно считалось женской работой.

Еще это пора, когда «капаюць бульбу», раньше — «пад каня i пад лапату», сейчас, конечно, ситуация другая. С давних пор большие по объему работы проводились в Беларуси толокой, на которую собирались родственники, свояки, соседи, и все вместе дружно выполняли поставленную задачу: не за деньги, а чтобы помочь. Толокой рубили дом по всем правилам, чтобы простоял не меньше, чем три поколения. А во время «дажынкавай» толоки еще и выбирали персонифицированную Толоку: ею, по жребию, становилась одна из женщин. На голову Толоки надевали венок с длинной белой шалью, украшенной цветами, в руки давали «дажынкавы сноп», и весь хоровод шел к дому «гаспадара», которому Толока вручала сноп. Хозяин с низким поклоном принимал его и приглашал всех участников толоки к себе на «вячэру». По завершении гости благодарили хозяев за богатый стол «пацалункамi», а Толока отдавала еще и свой венок, при этом оставляя себе шаль. Все участницы хоровода провожали избранную Толоку до дома. В этом обрядовом действе Толока выступала защитницей урожая и самого «жнiва». Во время общей работы пели и особые «талаковыя» песни.

19 сентября в народном календаре — Михайлов день, в религиозном — праздник под названием Чудо Архистратига Михаила, в народе также — «Цуда» (Чудо). По обычаю в этот день работ не начинали. Однако коли случилось, что в каждодневной круговерти крестьянин забыл о празднике, то, как говорится, «няведанне граху не чынiць». Более того, начатое по неведению дело вполне могло оказаться особенно успешным. Правда, существовала и специальная оговорка: нельзя загадывать и даже думать о благоприятном исходе затеянного, а то как бы не вышло «чудо наоборот». Вот такие чудеса!

21 сентября у православных праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В народе — «Малая Прачыстая», «другая Спажа», «Богач». Из муки уже нового помола выпекали большой каравай, который, подобно свадебному, объединял всех, кто долгие летние дни трудился от зари до зари. Поэтому день еще называли «Гаспажой багатай».

Но крестьянину, только‑только собрав урожай с полей, снова «бяры сявеньку i сей памаленьку» — приходилось уже думать о новом полевом сезоне. В такое время это в основном касалось различных работ с зерном в амбаре и на току.

На Малую Пречистую женщины старались походить по «iльнiшчу», причем как можно дольше, приговаривая: «Няхай будзе такi доўгi лён, як мы прайшлi». В некоторых регионах день приобретал характер семейного праздника. Ведь после огромных трудов можно было позволить себе немного расслабиться и как следует «падсiлкавацца»: для чего уважающий себя «гаспадар» даже брал небольшого «бараньку». Поскупившийся и нарушивший неписаное правило все равно неким образом, но «платил», входил в расход: чаще всего его барана уносил волк. Мораль хорошо известна: скупой платит дважды.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter