Ошибки стоят дорого

Раиса Метлушко и Наталья Ермак.

Свою 3-комнатную квартиру в доме № 1 по Октябрьскому проезду полочанка Светлана Дударева приватизировала летом 2015-го. В конце года сосед, только подавший документы, поинтересовался, во что ей это обошлось. «105 миллионов неденоминированных рублей», — не скрывала Светлана. «А мою «двушку» в 330 оценили! — удивился собеседник. — Надо разобраться». Когда весной 2016-го Светлану пригласили в расчетно-кассовый центр ЖКХ за новыми приватизационными документами, она сочла это ошибкой. Но, увидев новый договор, где цена жилья выросла до 256 миллионов, едва не упала со стула. Выяснилось, что в доме почти в 2,5 раза увеличилась приватизационная цена 12 квартир. «Либо соглашайтесь, либо жилье перейдет в разряд арендного!» — такова позиция полоцких коммунальщиков. Некоторые из жильцов ситуацию посчитали несправедливой, незаконной и сейчас судятся с Полоцким райисполкомом. «Почему с людей, уже являющихся собственниками квартир, требуют дополнительные суммы? Где гарантия, что в будущем эти суммы не захотят еще раз увеличить?» — с такими вопросами они обратились в корпункт «СБ».

Светлана Дударева, работающая кассиром на железной дороге, в квартире № 21 в доме по Октябрьскому проезду живет с 1991 года. Его предприятие «Полоцк–Стекловолокно» возводило как молодежно–жилищный комплекс. Парни, общественники–комсомольцы, получали профессию каменщика и помогали строителям. Девушки подключились на стадии отделочных работ. Энтузиасты вселились в квартиры, частично возведенные собственными руками. В таком МЖК, говорит Дударева, все всё друг про друга знают:

— Когда я в ЖКХ города Полоцка, где оценивали квартиру, разбираться пошла, мне ответили, что их внутренняя проверка выявила первоначальную ошибку в расчетах. Но мне ведь известно, что у соседа, с которым я разговаривала, в какой–то контролирующей организации родственница работает. Она пришла к коммунальщикам, попросила сравнить наши документы... Вот и вся проверка! Если это ошибка коммунальщиков, почему я за нее должна расплачиваться? Но ни Полоцкий райисполком, ни Витебский облисполком, куда мы обращались, ничего слышать об этом не хотят. Из областного управления ЖКХ мне лишь прислали расчет, где значится сумма 256 миллионов. Платите — и все!

Расчет стоимости квартиры Натальи Ермак, произведенный в сентябре 2013 года.

Расчет стоимости квартиры Натальи Ермак, произведенный после обнаружения ошибки.
 
Дударева была первой, на кого Полоцкий райисполком подал в суд, чтобы признать приватизационную сделку незаконной. Светлана посчитала, что здоровье важнее, и пошла на мировую. Новая цена, по ее словам, баснословная, но квартиру, в которую столько труда вложено, жалко. А вот ее соседка из 9–й квартиры Наталья Ермак, работающая в Полоцком районном центре детей и молодежи, придерживается другого мнения:

— Почему дополнительное соглашение на приватизацию с новой ценой коммунальщики подсунули моему мужу на подпись как бы между прочим? Хорошо, что он не подписал. Почему допсоглашение датировано тем же числом, что и первоначальный договор? Машина времени какая–то получается! И вообще, как без моего ведома можно переоценивать имущество, которое зарегистрировано как моя частная собственность? Разве это юридически верно? И почему в суде я выступаю как ответчик? Разве я что–то нарушила или что–то украла? Кажется, именно я здесь потерпевшая сторона!

Наталья призналась, что если правоту в суде доказать не удастся, они с мужем от приватизации откажутся. Заплатить в 2,5 раза больше просто не смогут. У Ермак, а также у ее соседки из 18–й квартиры Раисы Метлушко, гардеробщицы в культурно–спортивном комплексе ОАО «Полоцк–Стекловолокно», суды в момент моего приезда в Полоцк еще не были завершены.

А что же коммунальщики? Дмитрий Шаповал, начальник юридического отдела КУП ЖКХ г. Полоцка, настаивает на правильности формулировок — стоимость приватизации квартир не выросла, а была пересчитана в соответствии с ее реальной ценой:

— Жильцы, о которых идет речь, подали заявление на приватизацию после 1 июня 2013 года. Стоимость квартир им должны были рассчитать на основании нового постановления Совмина. Однако ошибочно применили старый коэффициент. Поэтому и цифры у всех отличаются ровно в 2,44 раза. По какой причине произошла ошибка, установить невозможно. Специалисты, производившие первоначальный расчет, у нас уже не работают. В 2016 году наша внутренняя комиссия ошибку выявила. Это прямой ущерб государству. О выявленном нарушении законодательства мы сообщили собственнику имущества — райисполкому, который принял решение: изменить стоимость 12 квартир в соответствии с реальной. Мы с калькулятором разъяснили людям, откуда взялись новые расчеты. Практически все поняли, заключили мировые соглашения с райисполкомом. Им предоставлена рассрочка на 6 месяцев для оплаты первоначального взноса. Если кто–то идти на мировую не хочет, и суд признает первоначальный договор и госрегистрацию в БТИ недействительными, деньги, уплаченные в счет приватизации, им вернут, а квартиры перейдут в разряд помещений коммерческого использования.

Стоять на страже государственных интересов важно. Согласен. А как же люди? Разве им здесь не причинен вред? Как минимум моральный. В Полоцке, говорят коммунальщики, неточности при приватизационных расчетах обнаружены в двух домах. А сколько, интересно, по всей стране таких ошибок? Кто–то же должен за них отвечать...

svg–vt@mail.ru

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter