О нелегальных детских садах

Осади на сад

…Проспект Пушкина. Стандартная трехкомнатная квартира на первом этаже панельной девятиэтажки. Последние три месяца в ней днями звучит задорный смех. В домашнем детском саду, так называет заведение его хозяйка Светлана, — 8 малышей от полутора до шести лет.

О нелегальных детских садах


Пока ребятня лепит куличи в дворовой песочнице да катается с горки, осматриваю помещение. В двух комнатах — книги, игрушки, школьные парты, в третьей — весьма специфические спальные места — матрасы. Ванная и санузел — обычные и в единственном экземпляре. Не хочу даже представлять, какую очередь приходится выстоять малышне, чтобы вымыть руки, не говоря уже о других гигиенических процедурах. 

Кухня 10 «квадратов» сверкает чистотой. Штатного повара на ней нет — заболел. Поэтому у плиты — помощник воспитателя. На обед — молочный суп, тушеные овощи и котлетки на пару. Готовят по недельному меню. Воспитанников стараются кормить их любимыми блюдами. Разумеется, чипсов, бургеров или газировки в этом списке нет. 

«Думаете, мы группу собрали, чтобы деньги лопатой грести? Наши дети в государственные учреждения попасть не могут, а развиваться они должны среди сверстников. Так что это скорее вынужденная необходимость», — рассказывает воспитательница. 

И стоит эта необходимость всего 300 долларов в месяц. Не много, если сравнивать с другими частными садами, говорит хозяйка. И объясняет почему:  квартира не выведена из жилфонда, а сама она работает с детьми как няня или как репетитор. Изменится ли этот статус, пока не знает. Стоп! Почему по сравнению с другими частными детскими садами? Это ведь не детсад. Ни в классическом понимании, ни юридически. Да, здесь займутся воспитанием ребенка, даже по методике Марии Монтессори, с 8 до 18 часов. За отдельную плату пригласят психолога, хореографа и репетитора по любому иностранному языку. Накормят, напоят, выведут на прогулку. Но это скорее группа по интересам. Учреждение можно назвать как угодно — импровизированный, полулегальный, подпольный детсад. Суть от этого не меняется: потому как в такие «квартирники» родители отдают ребенка на свой страх и риск. 

И таких клубов по интересам в Минске десятки, а в стране — около трех сотен! Просто они не афишируют свою деятельность. Почему? Да потому, что заявляют о себе как о детсаде, на деле же предлагают договор на оказание услуг по уходу за детьми. Для этого совсем не обязательно регистрироваться как индивидуальный предприниматель. Закон позволяет ухаживать за детьми и взрослыми физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность. 

В Министерстве по налогам и сборам расшифровали: хочешь оказывать подобные услуги — становись на учет и плати единый налог. За 9 месяцев этого года в стране изъявили желание 285 человек. Сколько из них работает именно с детьми — сказать сложно. Что касается репетиторов-индивидуалов, то их всегда было немного: 2—3 человека в год. Лицензии на ведение образовательной деятельности для этого не требуется, подтвердили и в комитете по образованию Мингорисполкома. Нужна она для открытия полноценного детского сада. И то ее выдадут только после выполнения ряда строгих предписаний. Например, помещение должно быть в отдельно стоящем здании или располагаться только на первом этаже, иметь запасные выходы, отдельную огороженную территорию для прогулок и место для въезда автотранспорта. Понятно, что детсады в многоэтажках этим требованиям не соответствуют. Очевидно, что получить лицензию на открытие детского сада в своей или арендованной квартире невозможно. Вот и ищут выход, оформляясь как ИП или не оформляясь вовсе, формируют группу временного пребывания из 5—10 человек и называют ее детским садом. При этом формально его нет. Так же, как нет здесь никаких гарантий по выполнению санитарно-гигиенических, противопожарных норм или соблюдению элементарной безопасности. 

И это повод для беспокойства. Количество выученных букв вряд ли повлияет на физическое состояние ребенка, чего не скажешь, например, об опрокинутой кружке с кипятком или риском попасть под автомобиль. Где? Да во дворе, парке, сквере — необорудованных и неизолированных от проезжей части. Никто не даст гарантий от отравления бытовой химией или некачественными продуктами. Что на это скажут гигиенисты? 

Сложно о чем-то говорить, не видя конкретной квартиры, рассуждает Татьяна Смирнова, заведующая отделом гигиены детей и подростков Минского городского центра гигиены и эпидемиологии. К каждому объекту — свои требования. И в трехкомнатной квартире можно соблюсти все СанПиН: грамотно организовать рабочее пространство, место для сна и так называемый пищеблок. Хорошо. А как быть с питанием? В классическом детском саду меню разрабатывает медсестра, продукты поставляют проверенные поставщики. Да и в меню — витамин к витаминчику. А что приготовишь в десятиметровой кухне да еще без специального образования? Риски, конечно, есть, не скрывает Татьяна Смирнова. Однако меню — это не камень преткновения. Его можно составить с помощью диетологов или зайти на специализированный сайт. Камнем преткновения может стать планировка квартиры, не приспособленная для нахождения в ней большого количества детей. «К нам приходят люди, которые хотят открыть комнату для кратковременного пребывания детей в крупных магазинах. И поверьте, не всегда они получают разрешение. По поводу открытия домашних детских садов к нам никто не обращался», — объясняет Татьяна Смирнова. Почему, уверена, всем понятно.  

А если пожар или несчастный случай? И таких «если» — десятки. Впрочем, наверное, мы чересчур строги. Живут же в трехкомнатных квартирах многодетные семьи с накормленными и досмотренными детьми. Да и форма работы востребованна. Ведь не баловства ради ведут детей в такие импровизированные сады. 

Проблема детских садов для района в последние годы остра, особенно в новых микрорайонах, подтверждает Наталья Проскурова, заместитель главы администрации Фрунзенского района. В Каменной Горке, например, их заполняемость — 180 процентов, в Масюковщине — 175. Это значит, что каждое учреждение принимает в полтора раза больше детей, чем положено. Могло быть и меньше. Но при одном условии: если в детсад будут приводить малышей только от 3 до 6 лет. Пока же в дошкольных учреждениях района — более 4.000 детей от 1 года до 3 лет и 1.255 — от 6 до 8 лет. Одни, по логике вещей, должны сидеть с мамами-декретницами дома, вторые — за партой в школе. Вот и считайте, почти 5,5 тысячи мест можно было бы освободить. Признаем, весьма существенный резерв при дефиците 7.000 мест. 

Но это в идеале. Пока же проблему решают всеми доступными способами. Начальник управления образования, спорта и туризма администрации Фрунзенского района Ирина Чернявская уточняет: ребятню в дошкольные учреждения по 4 маршрутам доставляют автобусы «Малыш», в детсадах работают группы кратковременного пребывания (но там нет ни одного первого класса). Ну и, конечно, в районе строятся дошкольные учреждения. До конца года в Каменной Горке два новых детсада примут первых воспитанников. Когда микрорайон достроят до конца, их будет уже 10. Но даже это не решит детсадовский вопрос полностью. 

А значит, нелегальные детские сады будут открываться и дальше.

misnilena@yandex.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter