Орешек знаний тверд

За последние несколько месяцев узнал об успехах и достижениях наших ученых больше, чем за предшествующие годы. Феномен этот имеет простое объяснение и кроется в человеческой природе, любви к круглым датам. Многие публикации и сюжеты так или иначе связаны с тем, что Национальная академия наук отмечает нынче свой 90-летний юбилей. 

kspanda.com

К сожалению, свою минуту славы ученые получают все реже. И не потому, что плохо работают. Просто изменился мир. Причем во многом благодаря их неустанным трудам и усилиям. Технологии, что еще вчера поражали воображение, сегодня становятся обыденностью, завтра — архаикой. Процесс этот не остановить, не замедлить... Впрочем, в этой гонке можно отстать, остаться на обочине, если наши ученые не будут выдавать на-гора новые открытия и разработки.

Уровень развития науки в стране зависит от многих факторов. Про материальные можно дискутировать, про моральные — вряд ли. Если общество знает, что наука в приоритетах развития, заниматься ею престижно и интересно, приток энтузиастов с горящими глазами в студенческие научные общества будет обеспечен. 

Но как ребята узнают об этом? Во-первых, на уроке или в техническом кружке от увлеченных педагогов. Далее по логике должно следовать во-вторых — из средств массовой информации. Но здесь надо сделать оговорку.

В Советском Союзе пропаганда науки была поставлена на должный уровень. Перед каждым детским сеансом — киножурнал «Хочу все знать!». «Юный техник», «Техника — молодежи», «Квант», «Моделист-конструктор», «Знание — сила», «Наука и жизнь». На этих журналах выросло не одно поколение прославленных ученых и конструкторов. Неоценим вклад в популяризацию науки общества «Знание». Помните знаменитую фразу из старой комедии «Есть ли жизнь на Марсе?». А ведь это была тема лекции в обычном рабочем клубе... Плюс сотни миллионов экземпляров брошюр, книг, журналов, наглядных пособий, которые ежегодно выпускало издательство «Знание». 

Быть инженером и заниматься исследовательской работой стало престижно, молодежь хлынула в технические вузы, сделанные выпускниками изобретения подстегнули рост конкурентоспособности советской индустрии высокого передела, определили успехи в ключевых отраслях. 

В лихие 1990-е многое было порушено. Но свято место пусто не бывает. Вместо научной информации в медиа появились различные астрологи и гомеопаты, био­энергетики и экстрасенсы, колдуны и потомственные ведьмы... Можно только догадываться, как сказалась подмена знаний псевдонаучными иллюзиями на общем интеллектуальном уровне подрастающих поколений.

Впрочем, ситуация выправляется. На международных и национальных конкурсах наши ребята, увлеченные техникой, программированием, наукой, демонстрируют вполне достойные разработки. И приток молодежи в науку не снижается: в 2017 году в аспирантуре обучались 5149 аспирантов, поступили 1497 человек, завершили обучение и получили диплом исследователя 803 человека. 

И еще немного цифр. Так, 285 аспирантов исследуют неизведанное, открывают новые горизонты в физико-математических науках, 77 – занимаются химическими, 229 – биологическими, 1081 – техническими, 217 – сельскохозяйственными, 591 – медицинскими. Пожалуй, такая структура интересов вполне соответствует новым технологическим вызовам времени. А, например, в Украине почти половина кандидатских диссертаций защищена по одной специальности – «педагогика». Казалось бы, при таком мощном научном рывке школьники из этой страны на международных предметных олимпиадах не должны оставить шансов своим сверстникам. Но, увы, это далеко не так… Что наводит на определенные размышления.

И все же не стоит успокаиваться и забывать про популяризацию науки, формирование постоянного интереса к научной информации, что является частью системы образования. Для чего, совершенно понятно, нужны средства и кадры. А здесь есть вопросы. Пока у нас научных обозревателей не готовят. А следовало бы. Иначе, чтобы узнать об успехах белорусских ученых, понадобится ждать очередного юбилея академии.

valk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter