Орден за “встречи”

вручен даме, которая имеет к ним непосредственное отношение Когда Валентине Георгиевне Роговской, директору Гомельского областного драматического театра, заслуженному деятелю культуру Республики Беларусь, позвонили с “Фестиваля фестивалей” и сказали, что ей необходимо приехать в Минск, она попыталась отказаться. Подумала, что зовут на гала-концерт по окончании фестиваля, который впервые прошел в Минске и был посвящен 10-летию единения России и Беларуси. Не совсем хорошо себя чувствовала, потому решила, что могут обойтись и без нее.

Но просили все настойчивее и настойчивее, сказали о награде. Мобилизовавшись, как это не раз бывало, она уехала в столицу. Российский орден Михаила Ломоносова от имени президента Всемирной театральной академии Дмитрия Власова ей вручил известный сатирик Аркадий Арканов. На сцене концертного зала Белорусской государственной филармонии в это время было немало знаменитых деятелей культуры, среди которых звезды российского кино первой величины: Зинаида Кириенко, Людмила Лядова, Вера Васильева, Владимир Зельдин и многие другие. Они рукоплескали кавалеру ордена, даме, руководителю театра города над Сожем за то, что долгие годы неутомимо работает над укреплением культурных связей между Россией и Беларусью, связей, у которых есть своя история, которые выдержали испытание временем и успешно развиваются. Об этом и наш разговор с кавалером почетного ордена.
— Валентина Георгиевна, насколько я знаю, у вас это не первый орден?
— Совершенно верно. У меня уже есть орден святой Ольги, которым награждаются люди, внесшие вклад в духовное возрождение общества. Для меня он очень дорог, как для человека, имеющего непосредственное отношение к формированию духовных ценностей. Орден имени Михаила Ломоносова также приятная неожиданность. Получив сообщение о нем, я сразу поняла: это за фестиваль “Славянские театральные встречи”, который объединяет театралов Гомеля, Брянска и Чернигова.
— Расскажите о нем подробнее.
— Впервые мы поехали на этот фестиваль в 1989 году в город Брянск. Нас пригласил директор областного драматического театра имени Алексея Толстого города над Десной Владимир Макаров. Фестиваль тогда прошел под названием “За Союз”. Это было время начала распада Советского Союза, и мы, служители Мельпомены, пытались созданием фестивального движения противостоять разрыву прежде всего культурных связей, которые нам подвластны. Следующий фестиваль состоялся в Чернигове, где мы уже конкретизировали нашу приверженность славянским традициям. Естественно, принимали своих коллег и у себя в Гомеле.
— Были ли паузы в проведении фестиваля?
— В том-то и дело, что нет. Хотя девяностые годы были очень непростыми во взаимоотношениях республик уже бывшего Союза. Мы же встречались снова и снова — вопреки обстоятельствам, финансовым трудностям. Если, скажем, два года не принимали у себя коллег, то обязательно ездили к ним. И наоборот, если у них были какие-то проблемы, то они приезжали к нам, т.е. встречались каждый год. Фестиваль жил, спектакли собирали аншлаги. Вместе с нами зрители давали понять, что никакие государственные границы не в силах разделить три славянских народа, в истории которых так много общего.
— Не ограничивает ли фестивальный репертуар приверженность славянской доктрине?
— Нисколько. Да, мы делаем упор на русскую классику, но она ведь востребована во всем мире. У нас есть и работы известных белорусских мастеров драматургии, в частности Андрея Макаенка, Алексея Дударева. Есть спектакли по известным зарубежным произведениям. Так же и наши коллеги из Брянска и Чернигова используют самый разнообразный материал для воспроизведения на сцене в рамках фестиваля.
— Что сегодня представляют собой “Славянские театральные встречи”?
— Прежде всего это участие уже не трех театров, как было первоначально, а гораздо большего их числа. Каждый театр-основатель, когда фестиваль проходит на его территории, приглашает другие театры своей страны, и они охотно откликаются. Так, когда встречаемся в Брянске, приезжают именитые российские труппы. То же делаем и мы, так же поступают и черниговцы. В Украине, как известно, также немало прославленных театральных коллективов. Вот на последнем фестивале, который прошел в Гомеле, было представлено уже тринадцать спектаклей из разных театров трех славянских республик. Скажу больше, формат “трех стран-участниц” собираемся расширить.
— Когда были последние “Славянские встречи”?
— В прошлом году мы принимали участников у себя, а нынешним летом ездили в Брянск, вернулись с двумя наградами. Диплом получили за режиссуру спектакля “Мистическая комедия” по Гоголю, актер Сергей Сарженко был удостоен его за лучшую мужскую роль (Ноздрева) второго плана.
— Валентина Георгиевна, не могу не спросить вас о том, каково быть женщине директором театра?
— Не сочтите за нескромность, я родилась, чтобы управлять театром. Я люблю театр. Многие годы работала в культуре области. В ноябре исполнится девятнадцать лет, как я директорствую. Да, приходится решать массу всевозможных вопросов, и не только хозяйственных, организационных, но и творческих — у театра на протяжении ряда лет нет худрука. Опыт, бережное отношение к актерам помогают мне. Большую поддержку театру оказывают местные власти, что позволяет преодолевать многие финансовые трудности и бытовые проблемы. Кстати, в значительной степени благодаря им “Славянские театральные встречи” выстояли во времена безденежья девяностых. Никогда не откладываю на потом то, что можно сделать сегодня. Что касается актеров...
— Да, на этом аспекте тоже хотелось бы заострить внимание, ведь среда творческих людей довольно непростая.
— Главный принцип, которого я придерживаюсь в отношениях с ними, — это честность. Всегда говорю им то, что думаю. Не играю в кошки-мышки. Всегда говорю то, что могу для них сделать, а чего нет. Всегда говорю, что готова выслушать их замечания о моей работе, но и выскажу им свои. И, конечно, помню о том, что актеры — народ ранимый.
— Насколько я знаю, в драмтеатре вас называют “мамой”. За то время, пока вы руководите учреждением культуры, трое представителей труппы получили звание “Народный артист Республики Беларусь”, столько же — “Заслуженных”.
— Да, я знаю, что меня зовут “мамой”, и не скажу, что мне это неприятно. Конечно, здорово, что в труппе становится все больше и больше мастеров сцены. Со своей стороны я для этого делаю все возможное, ведь звание для актера — это не только признание его творческих заслуг, но и более значительная социальная защищенность. Этот фактор также играет далеко не последнюю роль в стремлении актера “выкладываться” в работе.
— Как расцениваете получение нового ордена?
— Как аванс и стимул работать дальше и добиваться большего.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter