Гонка вооружений захватывает безвоздушное пространство?

Орбита в прицеле

Запад и прежде всего США начали активно продвигать тему размещения Россией неких ядерных технологий на космической орбите. В Москве на беспочвенные обвинения (никаких предметных доказательств США до сих пор не предоставили) ответил целый ряд официальных лиц. Общим местом всех заявлений было решительное отрицание даже наличия подобных замыслов, а также обвинение оппонентов в провокации. Вашингтон при помощи информационных вбросов пытается решить свои милитаристские задачи?

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мы производим космические аппараты. Мы с Россией договорились создать совместную группировку в космосе — космических аппаратов. Это не только в военных целях. Россия огромная. И мы смогли в эту программу вклиниться и вместе с россиянами создаем эту группировку спутников. Мы сегодня имеем спутник, который с высоты 500 — 600 километров просматривает объект в 35 сантиметров. Поэтому мы делаем здесь колоссальные шаги.

На церемонии официального запуска производства комбикормов и аминокислот БНБК в Пуховичском районе, 4 ноября 2022 года.

Провокация как призвание

Президент России Владимир Путин назвал поступающую из-за океана информацию голословной и заявил, что это не что иное, как «уловка только для того, чтобы втянуть нас в переговоры на своих условиях, которые выгодны исключительно США».

Для чего же тогда Белый дом и конгресс вновь провоцируют панику? Ответов может быть несколько. Во-первых, это заявление рассчитано на внутреннего потребителя — американцев, которые готовятся осенью выбирать нового хозяина овального кабинета.
Антисоветская, а позже и антироссийская истерия еще с 1950‑х годов более-менее успешно использовалась американскими политиками для поддержания нужного градуса напряжения в социуме.
Во-вторых, западным политикам последних лет свойственно выводить некую тематику в публичное поле постепенно, позволяя коллегам, СМИ и обществу как следует попробовать ее на вкус. В особенно важных случаях, чтобы не получить в ответ вал негатива, в реализации неких намерений обвиняют визави.

Тем более что несколько лет назад такой план сработал. Речь о распаде Договора о ракетах средней и малой дальности. Сначала в публичной дискуссии появились предположения о том, что США занимаются разработкой подобных систем, затем штатовские политики и СМИ «перевели стрелки» на Россию и демонстративно вышли из договора, а уже менее чем через месяц непринужденно разместили в сети фото с собственным комплексом Typhon.

Не стоит исключать и третий вариант, который однажды США уже использовали. Речь о Стратегической оборонной инициативе, которая в реальности оказалась блефом, призванным втянуть СССР в крайне затратный виток гонки вооружений.

Милитаризация и вепонизация

Проблеме размещения и использования оружия в космосе не один десяток лет. Основополагающим документом в этой сфере является Договор по космосу 1967 года, который запрещает размещать в безвоздушном пространстве, а также на Луне и других небесных телах любые виды оружия массового уничтожения. В этом же документе оговорен запрет на создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Также этой тематики касаются и различные заявления о неразмещении первыми оружия в космосе. А вот российский проект договора о предотвращении размещения оружия в космосе, предложенный еще в 2008 году, Вашингтон на международном уровне блокирует.

В экспертной среде используются два термина, касающихся освоения космоса с военными целями. Первый — «милитаризация» — обозначает выведение на орбиту технологий двойного назначения. Второй — «вепонизация» (от английского weapon — «оружие») — подразумевает размещение в космосе непосредственно боевых систем. Милитаризация околоземного пространства началась сразу после того, как первые космические аппараты вышли на орбиту.
Значительная часть инфраструктуры имеет двойное назначение и вполне пригодна к использованию в военных целях как официальными армиями государств, так и частными структурами.
А вот вепонизация космоса пока что фактически не начата из-за продолжающих действовать договоров в этой сфере, однако, судя по риторике Вашингтона, его попыткам дискредитировать усилия по продвижению договоренностей о неразмещении оружия первыми в космосе, США намерены обрушить очередной столп мировой безопасности.

«Звездные войны» в реальном мире

Что же такого может появиться в космосе, если запрет на размещение оружия канет в Лету вслед за ДРСМД, ДОВСЕ и СНВ-3? Применение ядерного оружия на орбите — дело опасное. В первую очередь потому, что невозможно обеспечить избирательность его действия: на орбите нет специального американского, российского, китайского сегментов, и взрыв спецбоеприпаса уничтожит аппараты и противников, и союзников.
Поэтому атомная бомба в космосе — это скорее крайний вариант, когда в начале третьей мировой оппонентам нужно будет качественно и надолго лишить противника «глаз» и «ушей», несмотря ни на какие издержки.
А вот методы борьбы с вражескими спутниками, не предполагающие разрушения всего вокруг, кажутся более реалистичными. Сегодня существует несколько теоретических способов, как нейтрализовать чужой аппарат. Например, в последнее время активно муссируется тема «космических мусорщиков». С одной стороны, учитывая темпы захламления околоземного пространства, настоятельная необходимость в таких космических тружениках есть. С другой — существует вероятность, что подобные аппараты из «мусорщиков» могут быть превращены в «киллеров». Например, под занавес зимы американская компания Rocket Lab вывела на орбиту японский спутник ADRAS-J. На протяжении трех — шести месяцев он займется исследованием висящей на высоте 600 километров отработанной ступени ракеты и определит оптимальные способы сведения ее с орбиты. Может ли что-то помешать Rocket Lab, тесно сотрудничающей с Пентагоном, применить свое детище против действующего спутника — вопрос риторический.

Теоретически способов послать аппарат соперника в нокаут множество.
Еще один японский спутник-уборщик ELSA-D в 2021 году успешно захватил магнитом демонстрационный аппарат. Существуют прототипы «мусорщиков», оснащенные приспособлениями, напоминающими сеть и гарпун. Известный российский ученый Сергей Аринчев предложил использовать мощный лазер для вырезания полезных частей из обломков для их вторичного использования.
Второй вариант организовать «звездные войны» без применения атомной бомбы заключается в выводе на орбиту мощных систем РЭБ, которые могут подавить активность спутника, не уничтожая его. При заблокированном соединении с Землей космический аппарат из средства обеспечения связи или всевидящего ока превращается в никуда не годный кусок железа.
Проекты подобных «истребителей спутников» предполагают, что на борту аппарата должен находиться мощный источник энергии, который позволит работать сложной и энергозатратной аппаратуре, а самому «киллеру» активно маневрировать, в том числе меняя орбиту. Оптимальным в этом плане представляется оснащение аппарата ядерным реактором.
В американской экспертной среде, кстати, заявления Белого дома и конгресса восприняли не как «Россия собирается вывести ядерное оружие в космос», а как «вывод ядерных технологий на орбиту». Особое беспокойство у заокеанских оппонентов вызывает работа российских ученых над ядерным буксиром «Зевс», который должен совершить первый полет в 2030 году. В октябре 2023‑го Президент Путин заявил, что реализация программы будет обеспечена необходимым финансированием, поскольку освоение дальнего космоса без ядерного буксира невозможно. Штатовские же эксперты считают, что отработанные во время создания «Зевса» технологии могут стать основой для разработки на его базе, например, орбитального комплекса РЭБ.

Всевидящее око

Однако сегодня описанные выше перспективы не выглядят как безусловно реализуемые. А вот создание спутниковых группировок, которые могут и войскам на поле битвы помочь, и гражданскому населению пригодиться, является насущной необходимостью. Спутниковый интернет Starlink, детище Илона Маска, стал во время СВО одним из мощных инструментов обеспечения бесперебойной связи в подразделениях ВСУ, а его исчезновение то ли в результате действий поставщика услуг, то ли из-за работы РЭБ порой оказывало ощутимое влияние в решающие моменты сражений. Из свежих примеров — немалую роль в развале обороны Авдеевки и начале неконтролируемого бегства из нее украинских военных как раз сыграло выключение Starlink, превратившее единый узел обороны во множество разрозненных групп.
Вторая ипостась спутников на этой войне — разведчики. Россия имеет собственную группировку и регулярно пополняет ее, Украина полностью зависит от западных государственных и частных спутниковых группировок. По данным Министерства обороны РФ, по состоянию на середину января нынешнего года в интересах ВСУ действовало более 400 западных спутников.
Противостояние между странами и рост числа горячих точек вынуждают оппонентов наращивать качественные и количественные показатели. Владимир Путин подчеркнул, что до 2030 года Россия потратит на спутниковую группировку, обеспечивающую высокоскоростной интернет, 116 миллиардов рублей. В США в конце февраля стало известно о разработке компанией Albedo Space спутников, позволяющих получить изображение с разрешением до 10 сантиметров. Авторы материала в The New York Times о шпионском назначении не сообщают, однако наличие в руководстве стартапа отставных сотрудников ЦРУ и Национального агентства геопространственной разведки буквально кричит о военном следе.

Космическая битва, пик которой пришелся на 1980‑е годы, после холодной войны несколько поутихла. Но теперь на фоне продолжающих обостряться противоречий гонка вооружений в околоземном пространстве вновь набирает обороты.
Учитывая, с какой легкостью Запад разрушил договоренности о безопасности «на земле», можно ожидать деструктивных шагов и за пределами нашей атмосферы. Волей-неволей прогрессивным странам придется искать ответ на современные вызовы.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter