Опыт – сын ошибок трудных...

Без диплома рассчитывать сегодня на хорошую работу и приличную зарплату практически не приходится. Но все ли так безоблачно на жизненном пути тех, кто, имея диплом в кармане и планов громадье в голове, приходит впервые на работу?
Без диплома рассчитывать сегодня на хорошую работу и приличную зарплату практически не приходится. Но все ли так безоблачно на жизненном пути тех, кто, имея диплом в кармане и планов громадье в голове, приходит впервые на работу? О том, что значит в жизни молодого специалиста первое место работы и как помочь ему найти себя, адаптироваться в новой социальной среде, в конференц–зале редакции «СБ» рассуждали заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу Галина ЮРГЕЛЕВИЧ, главный инспектор управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Татьяна ЕГОРОВА, первый заместитель начальника управления областной службы занятости Могилевского облисполкома Владимир ШЕПЕЛЕВИЧ, заведующая лабораторией психофизиологии и профессиографии Республиканского центра проблем человека при БГУ кандидат психологических наук Светлана САГАЙДАК, заместитель директора кадрового агентства «Коллекция открытий» Людмила СНЕГИРЕВА.

«СБ»: Первый опыт работы формирует характер, определяет отношение к трудовому процессу, своей профессии, к себе. Какие проблемы наиболее типичны для молодых специалистов?

С.Сагайдак: Если у человека не получилось сразу найти себя в трудовой жизни, он может разочароваться в приобретенной профессии, в себе. Во многом это зависит от силы характера: кто–то унывает и падает духом, кто–то еще активнее продолжает поиски работы. И если после неудачи на первом рабочем месте человек все–таки находит что–то подходящее, такую работу, где он может продемонстрировать свои знания как специалист, или коллектив, в котором ему помогут быстро адаптироваться к новой среде, тогда он начинает по–настоящему ценить свою работу.

Г.Юргелевич: Человек не может считать себя успешным в жизни, если у него нет любимой профессии и работы, приносящей радость, гордость и удовлетворение. Однако на выбор профессии влияют и объективные, и субъективные факторы. Согласитесь, что сегодня многие молодые специалисты связывают неудовлетворенность своим первым местом работы с невысокой зарплатой. И это тоже немаловажный фактор, который нужно как–то учитывать.

С.Сагайдак: Когда говорят, что самое важное — это выбор профессии, я хочу уточнить: еще более важно определиться с местом работы.

Л.Снегирева: Я разделяю высказанную здесь мысль о том, что выбор профессии — дело вторичное. Но при этом абсолютно убеждена в том, что именно психофизиологические задатки, способности человека должны быть основой этого выбора.

И еще. Учеба и работа — это совершенно разные процессы, которые требуют во многом разных человеческих качеств. Я приведу такой пример. Молодой человек, закончивший вуз с отличием, приходит на работу и обнаруживает себя довольно–таки посредственным работником. Не потому, что он мало знает, а потому, что его психофизиологические особенности не «стыкуются» с этой профессией. Он должен не только знать предмет, он должен быть подготовлен психологически к работе в коллективе. Иначе это стресс, разочарование в профессии и потеря уверенности в себе. А ведь, согласитесь, молодой специалист, выходя из стен вуза, находится в полной убежденности, что раз у него красный диплом, его все ждут на производстве с распростертыми объятиями. И ровно через пару недель он убеждается, что все его «розовые» представления совершенно далеки от реальности. Там ждут не таких «умных», как он, а опытных, имеющих хоть какой–то стаж практической работы, гибких, коммуникабельных, лояльных к компании, в которую пришли.

Г.Юргелевич: Я считаю, на совершенно новый уровень нужно выводить организацию и проведение обязательной производственной практики. И вводить ее уже со второго курса. Только сегодня она должна быть более целенаправленной, более осмысленной и серьезной. И в первую очередь для самого студента. Чтобы будущий педагог, например, проходя практику в школе, уже на втором курсе имел представление, где он будет работать, правильно ли выбрал профессию, получится ли у него работать в системе «человек — человек» или ему больше подходит система «человек — машина». Сегодня молодые специалисты, я считаю, мало подготовлены к практической работе: знания есть, а навыков нет.

Т.Егорова: Моя дочь со второго курса работает в одной организации. К четвертому курсу она полностью адаптировалась и уже работает там достаточно серьезно. Так вот, теперь она призналась мне в том, какой ей тогда казалась окружающая действительность и какой она видела в ней себя: «В силу молодости, неопытности мои амбиции в начале поступления на работу и мои возможности не соответствовали абсолютно. Теперь мне просто смешно, какой наивной я была в то время».

Л.Снегирева: Всем хочется быть руководителями, все считают себя способными стать ими, но на заводе директор один, начальников участков или отделов — несколько, а основная масса — это исполнители. А оценивает ли кто задатки и способности молодого человека, когда он выходит из вуза, стать лидером, стать управленцем? Навыкам управления нужно учиться точно так же, как технологии изготовления, к примеру, хлеба, обуви, компьютеров и т.д.

«СБ»: На производстве может требоваться где–то технолог, а где–то и главный инженер. А в вузах как–то это учитывается при подготовке специалистов?

Л.Снегирева: Как правило, на управленческие должности не назначают молодых специалистов без положительного опыта работы.

Т.Егорова: Совершенно верно. Вузы не выпускают директоров, министров, ими становятся те специалисты, которые более других проявили деловые способности и добились реальных результатов на своем участке работы.

В.Шепелевич: У нас по этому принципу провели в этом году отбор группы наиболее активных ребят, проявивших лидерские, организаторские способности. И таких мы посылаем в хозяйства, объясняя, что там скоро освободится, например, в связи с выходом на пенсию руководителя управленческая должность, и если они за оставшийся срок зарекомендуют себя, то ее и получат.

«СБ»: А что делать тому, кто не смог адаптироваться и считает, что ошибся в выборе места работы или даже профессии?

С.Сагайдак: Для успеха в жизни очень важно, чтобы потребности человека соответствовали его возможностям. О своих желаниях, как правило, все более–менее имеют представление, а вот о возможностях, заложенных природой, — весьма приблизительное. В нашем центре выявляют не только то, каким в будущей профессии видит себя человек, но и на что в себе он реально может опереться: стрессоустойчивость, работоспособность и многое другое. Если этого не знать — трудности в освоении профессии неминуемы, да еще и здоровье пострадает. Кстати, бывали случаи, когда люди даже после третьего места работы, уже, казалось бы, достигшие каких–то результатов, приходят к нам и говорят о своей работе: мол, чувствую — что–то не то. Где их природные возможности найдут полноценное применение — подскажем мы.

Мы даем рекомендации, во–первых, по уровню экстремальности условий будущего труда: например, если человек хочет стать врачом, определяем, что ему больше подходит, — быть хирургом или стоматологом. Согласитесь, нагрузки и уровень стресса разные. Во–вторых, определяем, с какой информацией человек лучше работает, — с цифрами, словами или образами. В–третьих, мы ориентируемся на наличие социальных качеств: насколько человек гибок в общении, сдержан или импульсивен и т.д. От этого зависит, где ему легче работать, — в большом коллективе или малом, с людьми или с документами.

Л.Снегирева: За пять лет студенты должны развить навыки и умения, которые придется применять в своей будущей работе. Кроме того, они должны знать о своей профессии как можно больше — инициировать свое участие в различных практических конференциях, играть в деловые игры, работать по своей специальности летом, отнестись к практике как к важному мероприятию. И в–третьих, в вузах должны задуматься над тем, как готовить специалиста к своей будущей практической работе на производстве. В настоящий момент программы вузов, на мой взгляд, несколько перенасыщены общеобразовательными предметами, студенты мало получают прикладных, практических знаний, имеют мало возможностей отрабатывать практические навыки, необходимые для будущей профессии.

С.Сагайдак: Как молодому специалисту сразу хорошо зарекомендовать себя? Например, очень полезно с первых дней продемонстрировать пунктуальность — вовремя приходить на работу. Любой работодатель по этому достаточно простому штриху позитивно оценит новичка как серьезного работника. А дальше — как советовал мудрый Лафатер — научиться разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего сказать.

Чтобы переход от учебы к работе был менее болезненным, хорошо бы заранее, с четвертого–пятого курса, постараться попасть учеником на предполагаемое место работы: проверить свои силы пока еще без груза рабочей ответственности, присмотреться к коллективу.

В.Шепелевич: Нужно сказать, у нас по области порядка 4,5 тысячи школьников и студентов с использованием средств фонда занятости ежегодно летом устраиваются на работу. Мы стараемся возродить школьные ученические бригады, звенья, школьные лесничества. Кстати, у нас в области уже около 5 лет работают бригады школьников по ремонту мебели, по ремонту школьных классов, пошиву простейших швейных изделий и последующей передаче их медицинским и другим учреждениям социальной сферы, наведению порядка в родном селе, микрорайоне и т.д. Спрос, надо сказать, на работу очень большой. Работа несложная, но тем не менее некоторые ребята на заготовке веников для банно–прачечного комбината заработали по 250 — 300 тысяч рублей в месяц.

«СБ»: Какова роль руководителей предприятий и организаций в процессе адаптации новичков?

Г.Юргелевич: Я убеждена, что современный руководитель будет способствовать притоку молодежи на свое предприятие. Молодой специалист, получив в вузе самые современные знания, привносит новые идеи, новые подходы, может предложить совершенно нестандартные решения, что, естественно, будет только положительно влиять на работу предприятия. Главное, чтобы руководитель понимал, что от новичка нельзя сразу ожидать сверхрезультатов.

Л.Снегирева: Очень жаль, что у нас нет той системы наставничества, которая была раньше. На мой взгляд, это был очень позитивный, ценный метод для быстрой адаптации новичков в производственном коллективе, а также быстрое, эффективное обучение профессиональным навыкам.

«СБ»: Насколько востребованы специалисты без опыта работы на рынке труда?

Г.Юргелевич: Сегодня, как известно, на рынке труда более востребованы рабочие специальности и менее всего экономисты и юристы.

«СБ»: Причем нужны кадры, имеющие опыт практической работы?

Г.Юргелевич: Именно так. От них требуются не только знания, но и умение и себе поставить задачи, и организовать людей, проследить выполнение производственных поручений и заданий, правильно и вовремя принять меры по устранению каких–то возникших недостатков и проблем.

В.Шепелевич: Мы должны стремиться к тому, чтобы на 100 процентов все те, кто учился на бюджетные средства, были трудоустроены. В нашей службе занятости есть такое направление, как трудоустройство бывших выпускников на так называемые ученические рабочие места в рамках молодежной практики. Но тем не менее служба занятости готова оказать содействие тем, кто учился на платной основе за свои средства. Они будут зарегистрированы как впервые ищущие работу и получат весь спектр оказываемых службой занятости услуг. А если возраст его не достиг 21 года, то он будет отнесен к категории лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости.

«СБ»: А сколько процентов выпускников регистрируется у вас?

В.Шепелевич: Где–то порядка двух процентов от всего числа выпускников. Так вот, для тех, кто пришел и зарегистрировался, у нас есть такая форма трудоустройства, как молодежная практика. Суть ее в том, что мы направляем их по своей специальности на производственное предприятие, которому, чтобы заинтересовать работодателя, платим компенсацию за выплаченную новичку заработную плату в течение шести месяцев его так называемой стажировки. И надо сказать, в результате прохождения такой практики порядка 90 процентов направляемых остается работать на тех же предприятиях.

«СБ»: Как гармонизировать интересы молодых специалистов и государства?

Т.Егорова: Сегодня перед нами поставлена задача выполнить все запросы отраслей на специалистов и, с другой стороны, обеспечить полное трудоустройство всех выпускников. Причем включая тех, кто обучался на платной основе за счет собственных средств. Мы предлагаем им различные варианты работы, а они уже сами решают, принять их или нет.

С.Сагайдак: Я считаю, что в обществе должен быть элемент «джунглей». Если мы говорим, что мы в центре Европы, давайте посмотрим на Европу. Что там, распределение есть? Нет. То есть господствует закон «выживает сильнейший», который заставляет слабых бороться, становиться сильными, чтобы выжить. Там, если пришел человек на работу и если даже она ему не нравится, то, используя свои знания и силу воли, он всегда пробьется. Все в жизни должно быть получено работой над собой. Поэтому я против стопроцентного распределения, стопроцентной занятости молодых специалистов и т.д. Качество труда и жизни должен определять рынок, а не чиновник. Слишком много необоснованных и не всегда выполнимых гарантий молодым людям в начале трудового пути делает их пассивными потребителями и в профессии, и в жизни.

Г.Юргелевич: Работу человек должен искать и сам. Да, государство будет помогать в трудоустройстве молодежи. Но только тем, кто хочет работать и ищет работу. И вместо того чтобы получать пособие по безработице на бирже труда, лучше принять предложенные варианты и попробовать себя. Если ты считаешь себя способным и подготовленным, тогда все у тебя получится.

Л.Снегирева: Я приведу один пример. В одной из коммерческих строительных структур была вакансия инженера–конструктора. Директор со мной согласился, что подбор стоит осуществлять среди молодых ребят, уже работающих по этой специальности. Я нашла одного из таких, который уже отработал два года и очень хотел реализовать себя, получать высокую зарплату и т.д. Приняли его на работу, но через две недели он заявил, что хочет вернуться назад. Оказалось, что на новом месте он испугался ответственности. Дело в том, что все, что он конструировал, тут же использовалось в строительном производстве и, естественно, нужно было отвечать за результаты своей работы перед заказчиком и в случае каких–то чрезвычайных происшествий перед законом. А там, где он раньше работал, никто от него ничего не требовал. И вот из четырех таких кандидатов трое по этим соображениям отказались от предложенной работы. Остался только один, который изо всех сил старается, и у него уже есть определенные успехи. Здесь я согласна с вами в том, что действительно должен выживать сильнейший, доказывающий своим трудом и результатами право на высокую зарплату, на карьерный рост и т.д. Чем меньше мы будем мягко стелить, тем крепче будет держаться человек. Теплом и уютом, постоянной опекой можно выработать только инфантильность, закалить же, вырастить невозможно без трудностей.

«СБ»: Многие наши выпускники воспринимают работу по распределению как наказание, не понимая того, что государство помогает им, обеспечивая первое рабочее место.

Т.Егорова: Эти предубеждения нужно как–то рассеивать!

Г.Юргелевич: Сегодня отказаться от распределения нельзя. Может быть, в перспективе, когда в регионах будет достаточно стабильное положение с кадрами, необходимость в обязательной отработке по распределению отпадет. Но сегодня без этого не обойтись. Когда в Овальном зале обсуждали проект закона «О высшем образовании», было много разных мнений о продолжительности срока отработки. Предлагали и 5 лет, и 3 года, но все же решили оставить 2 года. Считаю, этого достаточно для приобретения опыта работы.

В.Шепелевич: Сегодня в нашей стране все, что связано с занятостью молодых людей, очень и очень актуально. Согласитесь, если молодой специалист устраивается впервые на работу через биржу труда, это не совсем правильно.

А вообще, в целом, что касается распределения, отмечу две его, на мой взгляд, самые важные стороны. Первая — это обязанность тех, кто получил образование за государственный счет, отработать там определенный срок и вторая — это право, предоставляемое государством выпускнику на льготных, можно сказать, тепличных условиях получить необходимый опыт практической работы, без которого, как теперь уже многие убедились, невозможно стать полноценным специалистом, востребованным на рынке труда.

Г.Юргелевич: Сегодня обязательному распределению подлежат выпускники дневных отделений, которые обучались за бюджетные средства. Главное, чтобы они туда доехали, там удержались, приобрели опыт.

«СБ»: Законом мы обязали всех бюджетников отработать определенный срок по распределению. А бывают ли такие случаи, когда там, куда их распределили, они оказываются ненужными?

Т.Егорова: Крайне редко. Все обращения, которые проходят через нас, таких фактов не подтверждают.

Могу привести пример такого обращения выпускника БНТУ, направленного в Жодино. Мы с ним побеседовали, попытались разобраться, в чем же суть проблемы. Оказывается, он в предоставляемом общежитии жить не хочет. И жалуется, что добираться из Минска до работы сложно.

Г.Юргелевич: Хочу отметить, что уже вступили в силу дополнения и изменения в Закон «Об образовании», которые касаются обязательной отработки молодых специалистов по распределению. Это 1 год — после окончания ПТУ, 2 года — после получения среднего специального или высшего образования. Кроме того, молодой специалист, не отработавший по распределению, обязан будет возместить средства, затраченные на его подготовку.

«СБ»: А можно ли поменять каким–то образом место распределения, если выпускник по каким–то причинам не может туда поехать?

Г.Юргелевич: Можно. Дело в том, что распределение — в феврале — марте — апреле, а диплом — в конце июня. Через Минобразования можно перераспределиться. Хотя, конечно, это и не так просто...

Т.Егорова: Надо понимать, что распределение производится на основании поданных заявок работодателей на определенные виды специальностей. А если заявка не будет выполнена? Это нарушение обязательств со стороны вуза. Плохо, когда выпускник приезжает к месту распределения, а он там, оказывается, не нужен. Точно так же плохо и для предприятия, ожидавшего заполнения вакансии в оговоренный договором срок, но не получившего специалиста.

Г.Юргелевич: У нас предусмотрена административная ответственность нанимателя, если он сделал запрос на молодого специалиста, а затем отказал ему в предоставлении места работы. И молодой специалист имеет право подать на него в суд на возмещение ущерба.

А вообще, мы должны понимать, что одной из стратегических целей экономического развития является обеспечение равномерности, пропорциональности развития всех регионов страны. Все будет идти к тому, чтобы Минск меньше притягивал к себе трудовые ресурсы, а именно за счет развития регионов и выравнивания условий быта, труда и соответственно заработной платы успешно развивалась вся страна. Я считаю, что строительство агрогородков, которое сегодня идет, позволит решить проблему и жилья, и условий быта, и т.д.

«СБ»: Но проблема есть уже сейчас, а строительство агрогородков только еще начинает набирать обороты.

Г.Юргелевич: Все проблемы сразу, конечно, не решить, но в ближайшее время задача обеспечения молодых специалистов жильем в первую очередь в сельской местности будет выполнена.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter