оПУЛенные кризисом

Сможет ли российский рубль заменить доллар? Кризис доверия между соседями привел к обмелению денежных рек в международных расчетах на постсоветском пространстве. Наводнить их можно было бы, если, например, использовать в качестве региональной российскую валюту, создав рублевый пул. Ведь до Федеральной резервной системы США далеко, а российский Центробанк рядом, и он мог бы обеспечивать платежными средствами в необходимом количестве.«Формирование российского рубля в качестве региональной резервной валюты отвечает интересам не только Беларуси и России, но и других государств региона, – коротко обрисовал эту инициативу глава белорусского МИДа Сергей Мартынов. – Речь идет о том, чтобы эта валюта, имеющая статус конвертируемой, могла быть использована во взаимных расчетах между государствами».В чем плюсы и минусы для Беларуси замещения доллара российским рублем? Вот мнения экспертов.

Михаил КОВАЛЕВ, декан экономического факультета Белгосуниверситета:
– Российский рубль вполне может стать региональной валютой. Но одних декларативных заявлений, пусть даже на уровне Президента и премьер-министра России, для этого еще недостаточно. Любая валюта, которая претендует на статус региональной, должна быть стабильной.
В первой половине минувшего года российский рубль действительно укреплялся к доллару и евро. И я сам, так как часто езжу в Москву, хранил определенную сумму в российской валюте. Но в последние месяцы для оздоровления экономики Центробанк российский рубль значительно девальвировал. Россияне обещают, что на обменном курсе 36 рублей за доллар этот процесс остановится. Если так будет, то, я думаю, должно пройти еще как минимум полгода, чтобы доверие к российской валюте восстановилось.
Американская валюта является ценообразующей. До девальвации в России многие действительно начали рассчитывать стоимость своих товаров и услуг в рублях. Но теперь ситуация изменилась, цены вновь формируются в долларовом эквиваленте. И коль доллар дорожает, то в пересчете на российские и белорусские рубли цены автоматически повышаются.
При этом сложилась еще одна странная ситуация: Беларусь продает свои товары в России за российские рубли, однако за свои  газ и нефть россияне требуют рассчитываться долларами. Скажем, год назад за проданный трактор мы получали, допустим, 400 тысяч российских рублей, то есть примерно 16 тысяч долларов. Сейчас их хотят покупать за те же 400 тысяч рублей. Однако  в пересчете на доллары это получается лишь около 11 тысяч. Цены же на газ в долларах так и остались.
Главное для валюты в международных расчетах – чтобы она была ценообразующей по всей номенклатуре товаров и услуг. Поэтому о полноценном валютном пуле, о региональной валюте можно будет говорить только тогда, когда, например, «Газпром» начнет принимать рубли. Так что первый практический шаг к российскому рублю как региональной валюте, полагаю, должен быть сделан самими россиянами.
 
Владимир ИВАНОВ, председатель правления белорусско-российского ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)»:
– В основе многих нынешних экономических проблем во всем мире лежит кризис доверия. Если раньше люди, предприятия, банки часто могли друг другу что-то давать в долг, то теперь во многих случаях остерегаются это делать. Ситуация будет улучшаться лишь тогда, когда мы начнем преодолевать этот кризис доверия. А расширение использования российского рубля в качестве региональной валюты может способствовать этому.
Сегодня львиная доля внешней торговли Беларуси приходится на Россию. При этом основной расчетной валютой у нас является доллар. Любые колебания доллара к евро и рублю косвенно сказываются на нашей стране. Есть потери на комиссии, конвертации валюты как со стороны покупателя товара, так и продавца. Когда мы уйдем от доллара в расчетах с той же Россией, то наши потери и риски, связанные с колебаниями обменного курса, минимизируются.
Будет проще и рядовым гражданам. Ведь сегодня любой российский товар, который продается в Беларуси, оценивается в долларовом эквиваленте. Поэтому все колебания доллара к рублю покупатели чувствуют на собственном кошельке. Процесс формирования полноценной региональной валюты непростой. Но в этом направлении есть смысл двигаться.
Подчеркну, что такая политика вовсе не означает, что мы должны отказываться от поставок белорусской продукции на рынки дальнего зарубежья. Диверсифицируя экспорт, мы снижаем риски. Если бы мы могли привязаться к евро, то было бы разумнее нашу региональную валюту делать евро. Но так как, повторюсь, основная часть белорусской торговли завязана на Россию, то нужно выбирать российский рубль.

Александр ЛУЧЕНОК, руководитель Центра макроэкономического регулирования Института экономики НАН РБ, доктор экономических наук:
– Беларусь покупает у России товаров в два раза больше, чем продает, а значит, для взаиморасчетов Беларуси понадобится дополнительная сумма российских рублей. Придется брать рублевый кредит либо продавать доллары и покупать рубли, теряя на конверсии.
С другой стороны, все понимают, что надо отказываться от доллара как мировой валюты. Почему США, имея отрицательное внешнеторговое сальдо, чувствуют себя относительно неплохо? Потому что их деньги работают по всему миру. Страны, накапливающие доллары, фактически кредитуют американскую экономику, а та перекладывает свои долги на другие государства. Не случайно Европа также заинтересована в том, чтобы евро стал мировой резервной валютой. 
Российский рубль по отношению к доллару и евро в последнее время очень сильно упал. Его роль в мировой экономике все еще невелика. К тому же в долгосрочной перспективе нельзя исключать возможность дальнейшей девальвации российского рубля. Поэтому долгосрочные международные сделки для Беларуси предпочтительнее заключать в более крепких, свободно конвертируемых валютах или привязывать их к корзине валют.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter