Оптом и в розницу

Почему нарушаются правила торговли?
Почему нарушаются правила торговли?

Попытки продать некачественный товар, обсчеты, обвесы, грубость продавцов — со всем этим набором «услуг» сталкиваются в магазинах и на рынках многие покупатели. Не раз писала об этом и «СБ». Но как воспринимают проблему сами продавцы? Почему они допускают такое отношение к работе и к покупателю? Что и кто мешает им работать добросовестно?

«Я продавец молодой, но столкнулась со множеством проблем, — пишет в редакцию Анжела. — Через полгода после устройства в небольшой частный магазин, в котором, как было написано в рекламе, меня ожидала достойная оплата труда, эта самая оплата стала просто таять. Хотя я работала по три недели без выходных, оставалась на ночные переучеты. Плюс к этому за счет продавца списывали товар с истекшим сроком хранения. Но хозяйке магазина все это было неинтересно. Продукты она по–прежнему завозила большими партиями. Вот и приходилось обманывать покупателя насчет свежести товара и его цены, подправлять дату истекшего срока годности продукции. Начались жалобы, проверки санстанции. Итог — штрафы и покупатели тебе больше не доверяют.

Я уволилась. Выбрала магазин, где пообещали зарплату 500 тысяч в месяц. Отдел попался самый большой: винно–водочный, бакалея и колбасные изделия. Товара много, принимала его заведующая. Через месяц сделали ревизию и — миллион рублей недостачи! Девчонки из других отделов вздыхают: «Система». Оказывается, все они перед хозяином в долгах как в шелках. Чтобы их погасить, приходится брать... кредиты! Пока не рассчитаешься — не уволишься. И только когда я взбунтовалась, пригрозила, что сообщу о беспорядках куда следует, директор отдал мне трудовую книжку. Такая же история повторилась на рынке, где я месяц торговала печеньем у индивидуального предпринимателя. Почти все, что заработала, он забрал за «недостачу». Когда же закончится это «торговое рабство»? Фамилию мою прошу не указывать, иначе мне в торговле вообще места не будет, а ничего другого я делать не умею».

Жаль, конечно, девушку, ставшую, по ее словам, жертвой обстоятельств. В то же время почему она и ее коллеги позволяют так с собой обращаться? И почему руководители торговых точек позволяют себе такое отношение и к работникам, и к нам, покупателям?

Заместитель министра торговли В.Драгун, к которому мы обратились за комментарием, считает, что «проблемы между нанимателем и продавцом в каждом конкретном случае должны рассматриваться в комиссиях по трудовым спорам или в судебном порядке. Позиция молчаливого согласия продавца с действиями ее нанимателя, а также уверенность нанимателя в своей безнаказанности, безусловно, способствовали нарушениям и злоупотреблениям».

Начальник управления правового обеспечения и надзора департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Е.Комиссарова высвечивает и другие грани проблемы. «К сожалению, нарушений законодательства о труде нанимателями, в том числе индивидуальными предпринимателями, допускается много, — считает Е.Комиссарова. — Зачастую нарушается порядок применения Единой тарифной сетки работников, не обеспечивается месячная минимальная заработная плата, установленная законодательством, нарушаются сроки ее выплаты. С января по июнь 2007 года за допущенные нарушения наниматели и их должностные лица привлечены к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа на сумму 1.495,7 миллиона рублей».

Эти бы деньги — почти полтора миллиарда! — да на зарплату продавцов. Глядишь, у них было бы меньше поводов не любить покупателя. Правда, надеяться, что все предприниматели вмиг начнут беспрекословно выполнять законодательство о труде, было бы наивно. Поэтому Е.Комиссарова считает, что работник, с которым наниматель обошелся несправедливо, вправе обратиться в суд.

Не знаю, сделает ли это продавец Анжела. Но уже то, что она решилась протестовать против системы, принятой в иных частных торговых точках, вместо того, чтобы «зарабатывать» на обмане покупателей, вселяет надежду. На то, что изменится ситуация по обе стороны прилавка — и для продавцов, и для нас, покупателей.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter