Оперный шик

Сегодня в Национальном академическом Большом театре оперы и балета открывается I Минский международный рождественский оперный форум...

Сегодня в Национальном академическом Большом театре оперы и балета открывается I Минский международный рождественский оперный форум. Наш театр покажет на нем свои последние премьеры с лучшими солистами труппы и приглашенными звездами. Сразу два известных коллектива порадуют нас гастрольным «десертом»: московский театр «Новая опера» имени Евгения Колобова («Севильский цирюльник)» и Латвийская национальная опера («Травиата»). Всего за 6 дней праздника в нем примут участие более 150 гостей из России, Литвы, Латвии, Азербайджана, Сербии, Испании, Узбекистана.


— Вообще это удивительно, что такой форум состоялся, — высказал свое профессиональное мнение главный режиссер Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Михаил Панджавидзе. — Меня связывает многолетняя дружба с оперным театром в Казани, и я знаю, что они до сих пор не могут решиться провести у себя там что–то подобное, привезти, например, 2 оперных театра к себе. Ведь как сегодня зачастую происходит обмен информацией? На какую–нибудь площадку выдвигается «десант» экспертов, критиков, журналистов, например, премии «Золотая маска». Они смотрят спектакль на месте, потом приезжают назад, высказывают свое мнение. Но вот такого обмена, без которого развитие современной оперы на самом деле невозможно, не было уже давно.


— Михаил Александрович, по какому принципу отбирались спектакли для участия в форуме? Это то лучшее, что было создано, или так сошлось?


— Наши спектакли отбирались по принципу их значимости в репертуаре. Например, «Кармен». С этой постановки в общем–то началась история Большого театра Беларуси. «Набукко» и «Тоска» — две последние оперные премьеры. Их появление в программе тоже, думаю, для всех естественно. Плюс мы пригласили 2 серьезных театра: «Новую оперу» и рижский театр. Так что программа действительно внятная и разнообразная. Что касается финального гала–концерта, то в нем мы сделали упор и на звезд, и на участников фестиваля, которые хотели бы показать зрителям свой талант с какой–нибудь другой стороны. У нас представлены и Мариинский театр, и Большой театр России, и Большой театр Узбекистана, Львовская национальная опера. Дирижерский корпус тоже достаточно мощный: Азербайджан, Литва, Россия, Беларусь. Так что мне кажется, то оперное пространство, которое существует сегодня вокруг Беларуси, нами охвачено полностью.


— Те, кто к нам едет, — это действительно те театры, которые мы хотели видеть, — добавляет дирижер Вячеслав Волич. — «Новую оперу» многие знают. И неспроста театр носит такое название. Это не только название, это концепция: многие хрестоматийные вещи звучат здесь по–новому, без шаблона и штампа. Это коллектив современный, думающий, динамичный. Мы остановились на «Севильском цирюльнике», потому что это одна из последних премьер с блестящим составом.


Латвийская национальная опера также заявила о своем желании динамично сотрудничать с Минском. Несколько наших певцов уже выступили в Риге. Их «Травиата» — зрелищная и в музыкальном отношении — безупречная.


Думаю, все складывается сегодня именно так, потому что у нашего театра хорошая аура. С каждым годом у нас становится все больше друзей в оперном мире. После каждых гастролей многие певцы высказывают желание приехать к нам.


Генеральный директор театра Владимир Гридюшко не исключает того, что рождественский оперный форум может стать ежегодным: «Более того, со следующего года мы планируем провести в его программе Первый фестиваль молодых оперных певцов стран СНГ.  Несмотря на то что наши возможности небезграничны, поддерживать молодых певцов мы будем всегда».


Кроме спектаклей, на нынешнем оперном празднике будет и обсуждение увиденного. Первый заместитель генерального директора театра Владимир Рылатко напомнил: достоинства белорусских работ будут обсуждать на «круглом столе» ведущие современные критики оперного искусства, директора крупнейших театральных коллективов стран СНГ и зарубежья. И для театра это тоже очень важно.


— Надо видеть и знать, что происходит на других площадках, для того чтобы развитие оперного жанра происходило естественно и целостно, — пояснил значение «круглого стола» Владимир Рылатко, — в соответствии с современным видением и современными требованиями. Чтобы мы избегали рутины, вторичных решений, самоповторов. Мы готовы сегодня к самой серьезной критике, совершенно не набиваемся на комплименты. Нам важна конструктивная критика, заинтересованная, критика профессионалов. Накопилось определенное количество нового музыкального материала — наши премьеры. И для нас тоже важно знать, что о них думают наши соседи. Может, мы захвалили себя сами, топчемся на месте? Так ли это — покажет наш «круглый стол».


Завершится I Минский международный рождественский оперный форум–фестиваль 12 декабря гала–концертом звезд мировой оперной сцены. В музыкальном вечере примут участие народный артист СССР Зураб Соткилава (Россия), народная артистка России Людмила Шемчук, Хорхе Пердигон (Испания), лауреат международных конкурсов Владислав Сулимский и многие другие.


Остается добавить, что любители балета после завершения оперного праздника тоже не будут обделены: 17 декабря главную партию в балете «Лебединое озеро» исполнит Нина Ананиашвили.


На снимках: «Тоска» и «Набукко» нашего Большого театра — достойные участники праздника.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter